Самодельное зарядное для автомобильного аккумулятора

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (своими руками): схема на тиристоре, с регулятором тока

Способы безопасного подключения зарядного устройства к источнику питания

Подключение зарядного устройства к источнику питания должно выполняться с соблюдением определенных правил и мер безопасности. Неправильное подключение может привести к возникновению аварийных ситуаций и нанести вред как самому устройству, так и пользователям. В этом разделе рассмотрим несколько способов безопасного подключения зарядного устройства.

1. Проверка совместимости

Перед подключением зарядного устройства к источнику питания необходимо убедиться в их совместимости. Проверьте, что напряжение и ток, указанные на зарядном устройстве, соответствуют требованиям источника питания, который вы собираетесь использовать.

2. Использование качественных кабелей и разъемов

Для подключения зарядного устройства к источнику питания используйте только кабели и разъемы, которые отвечают необходимым стандартам безопасности. Избегайте использования поврежденных или низкокачественных кабелей, так как они могут вызвать короткое замыкание или перегрев.

3. Правильное розеточное подключение

Подключение зарядного устройства к розетке должно выполняться с использованием заземляющего контакта. Проверьте, что все контакты розетки целые и чистые от пыли. Не пользуйтесь поврежденными или оборудованными неправильно розетками.

4. Заземление

Для обеспечения безопасности при подключении зарядного устройства к источнику питания рекомендуется выполнить его заземление. Заземление помогает предотвратить создание статического заряда и защитить устройство от перенапряжений и возможных повреждений.

5. Не допускайте перегрузки

Не подключайте к одному источнику питания слишком много зарядных устройств одновременно, чтобы избежать перегрузки сети. Перегрузка может привести к снижению эффективности работы устройств, а в некоторых случаях даже вызвать их неисправность.

6. Использование защитных предохранителей

Для дополнительной защиты от перегрузок и короткого замыкания можно использовать защитные предохранители. Предохранители помогут предотвратить возникновение аварийных ситуаций и защитить зарядное устройство от повреждений.

При следовании указанным выше рекомендациям можно обеспечить безопасное подключение зарядного устройства к источнику питания. Соблюдайте все правила безопасности и проводите подключение только в технически исправных и надежных условиях.

Ответы на 5 часто задаваемых вопросов

Потребуется ли производить какие-то дополнительные меры, перед тем как приступать к зарядке аккумуляторной батареи на своём автомобиле? – Да, потребуется почистить клеммы, поскольку во время работы на них появляются кислотные отложения. Контакты очень хорошо нужно почистить, чтобы ток без трудностей поступал к батарее. Иногда автомобилисты используют смазку для обработки клемм, ее тоже следует убрать.

Чем протереть клеммы зарядных устройств? — Специализированное средство можно купить в магазине или приготовить самостоятельно. В качестве самостоятельно изготовленного раствора используют воду и соду. Компоненты смешиваются и перемешиваются. Это отличный вариант для обработки всех поверхностей. Когда кислота соприкоснется с содой, то произойдет реакция и автомобилист обязательно ее заметит. Это место и потребуется тщательно протереть, чтобы избавиться от всей кислоты

Если клеммы ранее обрабатывались смазкой, то она убирается любой чистой тряпкой.

Если на аккумуляторе стоят крышки, то их нужно вскрывать перед началом зарядки? — Если крышки имеются на корпусе, то их обязательно снимают.

По какой причине необходимо откручивать крышечки с аккумуляторной батареи? — Это нужно, чтобы газы, образующиеся в процессе зарядки, беспрепятственно выходили из корпуса.

Есть необходимость обращать внимание на уровень электролита в аккумуляторной батарее? – Это делается в обязательном порядке. Если уровень ниже требуемого, то необходимо добавить дистиллированную воду внутрь аккумулятора

Уровень определить не составит труда – пластины должны быть полностью покрыты жидкостью.

Постоянный и переменный ток

Из учебного курса физики все знают, что электрический ток подразумевает протекание электрического заряда из одного проводника в другой. В отличие от постоянного тока, который действительно идет в одном направлении (от минуса к плюсу), переменный течет сначала в одну сторону, а затем — в другую. Если подключить к розетке осциллограф, можно получить схематическое изображение такого движения тока.

На рисунке представлена осциллограмма переменного тока, где по оси абсцисс показано время, а по оси ординат — напряжение. Из графика хорошо видно, что напряжение плавно нарастает до величины 220 В, потом уменьшается до нуля и нарастает до той же величины, но с противоположным знаком. Иными словами, напряжение в розетке постоянно меняет знак со скоростью 50 раз в секунду.

Осциллограмма постоянного тока, показанная на изображении, наглядно демонстрирует, как на протяжении всего времени напряжение на клеммах имеет постоянную величину. При замыкании цепи ток будет течь в одну сторону.

https://youtube.com/watch?v=3JckJjT24gc

Для чего нужен диодный мост и как он работает

 Диодный мост используется в качестве схемы выпрямления, преобразующей переменное напряжение в постоянное. Принцип его действия основан на односторонней проводимости — свойстве полупроводникового диода пропускать ток только в одном направлении. Простейшим выпрямителем может служить и одиночный диод.

При подобном включении нижняя (отрицательная) часть синусоиды «срезается». Такой способ имеет недостатки:

  • форма выходного напряжения далека от постоянной, требуется большой и громоздкий конденсатор в качестве сглаживающего фильтра;
  • мощность источника переменного тока используется максимум наполовину.

Ток через нагрузку повторяет форму выходного напряжения. Поэтому лучше использовать двухполупериодный выпрямитель в виде диодного моста. Если включить четыре диода по указанной схеме и подключить нагрузку, то при подаче на вход переменного напряжения блок будет работать так:

При положительном напряжении (верхняя часть синусоиды, красная стрелка) ток пойдет через диод VD2, нагрузку, VD3. При отрицательном (нижняя часть синусоиды, зеленая стрелка) через диод VD4, нагрузку, VD1. В итоге за один период ток дважды проходит через нагрузку в одном направлении.

Форма выходного напряжения гораздо ближе к прямой, хотя уровень пульсаций довольно высок. Мощность источника используется полностью.

Если имеется источник трехфазного напряжения необходимой амплитуды, можно сделать мост по такой схеме:

В нём на нагрузке будут складываться три тока, повторяющие форму выходного напряжения, со сдвигом фаз в 120 градусов:

Выходное напряжение будет огибать верхушки синусоид. Видно, что напряжение пульсирует гораздо меньше, чем в однофазной схеме, его форма более близка к прямой. В этом случае ёмкость сглаживающего фильтра будет минимальной.

И еще один вариант моста – управляемый. В нём два диода заменены тиристорами – электронными приборами, которые открываются при подаче сигнала на управляющий электрод. В открытом виде тиристоры ведут себя практически как обычные диоды. Схема принимает такой вид:

Сигналы включения подаются от схемы управления в согласованные моменты времени, отключение происходит в момент перехода напряжения через ноль. Потом напряжение усредняется на конденсаторе, и этим средним уровнем можно управлять.

Схема диодного моста

Рис. 2

Диодный мост — схема двухполупериодного выпрямления, содержащая 4 диода вместо одного (рис. 2в). В каждом полупериоде два из них открыты и пропускают электричество в прямом направлении, а два других закрыты, и ток через них не течет. Во время положительного полупериода положительное напряжение приложено к аноду VD1, а отрицательное — к катоду VD3. В результате оба этих диода открыты, а VD2 и VD4 — закрыты.

Во время отрицательного полупериода положительное напряжение приложено к аноду VD2, а отрицательное — к катоду VD4. Эти два диода открываются, а открытые во время предыдущего полупериода закрываются. Ток через сопротивление нагрузки течет в том же направлении. В сравнении с однополупериодным выпрямителем количество пульсаций возрастает вдвое. Результат — более высокая степень сглаживания при той же емкости конденсатора фильтра, увеличение КПД используемого в выпрямителе трансформатора.

Диодный мост может быть не только собран из отдельных элементов, но и изготовлен как монолитная конструкция (диодная сборка). Ее легче монтировать, а диоды обычно подобраны по параметрам

Немаловажно и то, что они работают в одинаковых тепловых режимах. Недостаток диодного моста — необходимость замены всей сборки при выходе из строя даже одного диода

Еще ближе к постоянному будет пульсирующий выпрямленный ток, который позволяет получить трехфазный диодный мост. Его вход подключается к источнику трехфазного переменного тока (генератору или трансформатору), а напряжение на выходе почти не отличается от постоянного, и сгладить его еще проще, чем после двухполупериодного выпрямления.

Зачем нужен диодный мост в зарядном устройстве?

Диодный мост — это схема, состоящая из четырех диодов, которая используется для преобразования переменного тока (АС) в постоянный ток (DC). Она широко применяется в зарядных устройствах для электронных устройств, таких как смартфоны, планшеты, ноутбуки и другие устройства.

Главная функция диодного моста в зарядном устройстве заключается в том, чтобы преобразовать переменный ток, предоставляемый источником электропитания, в постоянный ток. Диоды в мосту позволяют току двигаться только в одном направлении, блокируя обратное направление

Это важно, потому что большинство электронных устройств требуют постоянного тока для своей работы

Диодный мост также защищает устройство от нежелательных импульсных помех. Во время зарядки устройства может возникнуть неконтролируемая индукция, которая может повлиять на работу устройства или даже повредить его. Диодный мост помогает снизить эту помеху и защищает устройство от ее воздействия.

Еще одним важным аспектом использования диодного моста в зарядных устройствах является его способность обеспечивать стабильное напряжение во время зарядки

Диодный мост может регулировать выходное напряжение в пределах определенного диапазона, что очень важно для безопасной и эффективной зарядки устройства

В итоге, диодный мост является неотъемлемой частью зарядных устройств, обеспечивая преобразование переменного тока в постоянный ток, защищая устройство от помех и обеспечивая стабильное напряжение во время зарядки. Благодаря диодному мосту устройства могут быть эффективно заряжены и готовы к работе в кратчайшие сроки.

Οбщие хараκтеристиκи

Говоря о том, для чего нужен диодный мост, в зависимοсти οт значения маκсимальнο дοпустимοгο прямοгο тοκа выпрямительные диοды разделяются на диοды малοй, средней и бοльшοй мοщнοсти:

  • малοй мοщнοсти — рассчитаны для выпрямления прямοгο тοκа дο 300mA;
  • средней мοщнοсти – οт 300mA дο 10А;
  • бοльшοй мοщнοсти — бοлее 10А.

Κремниевые диοды, пο сравнению с германиевыми, имеют вο мнοгο раз меньшие οбратные тοκи при οдинаκοвοм напряжении, чтο пοзвοляет пοлучать диοды с οчень высοκοй величинοй дοпустимοгο οбратнοгο напряжения, κοтοрοе мοжет дοстигать 1000 – 1500В, тοгда κаκ у германиевых диοдοв οнο нахοдится в пределах 100 – 400В.

Рабοтοспοсοбнοсть κремниевых диοдοв сοхраняется при температурах οт -60 дο +(125 — 150)º С, а германиевых – лишь οт -60 дο +(70 – 85)º С. Этο связанο с тем, чтο при температурах выше 85º С οбразοвание элеκтрοннο-дырοчных пар станοвится стοль значительным, чтο прοисхοдит резκοе увеличение οбратнοгο тοκа, а эффеκтивнοсть рабοты выпрямителя падает.

Принцип работы диодного моста

Диодный мост является одной из основных составляющих электронных схем, используемых для преобразования переменного тока в постоянный ток. Он состоит из четырех полупроводниковых диодов, которые соединены в определенном порядке.

Основной принцип работы диодного моста заключается в том, что он позволяет пропускать электрический ток только в одном направлении, блокируя его в обратном направлении. Это достигается за счет применения полупроводниковых диодов, которые ведут себя как клапаны для тока.

При подключении диодного моста к источнику переменного тока, например, к трансформатору с напряжением 12 Вольт, диоды начинают проводить ток только во время полупериодов положительного напряжения. Во время полупериодов отрицательного напряжения диоды блокируют ток, что не позволяет ему пройти через схему.

Таким образом, при работе диодного моста переменный ток преобразуется в постоянный, с направлением потока тока в одном направлении, исключая обратное направление. Этот постоянный ток может быть использован для питания различных электронных устройств или зарядки аккумуляторов.

Для обеспечения безопасной и надежной работы диодного моста необходимо правильно подключить его к источнику переменного тока

При подключении следует обратить внимание на правильность соединения клемм, чтобы исключить возможность неправильного направления тока и повреждения диодов

Однофазный и трёхфазный диодный мост

Существует две основные разновидности выпрямляющих сборок:

  • Однофазный мост. Чаще используется в бытовых электроприборах. Имеет 4 вывода. На два их них подаётся переменное напряжение, т.е. фаза (L) и ноль (N). С двух оставшихся снимается постоянное, т.е. плюс (+) и минус (-).
  • Трёхфазный мост. Встречается в мощных промышленных установках и оборудовании, питающимся от сети 380 вольт. На его вход подаются три фазы (L1, L2, L3). С выхода так же снимается постоянное напряжение. Такие мосты отличаются большими размерами и внушительными токами, которые они способны через себя пропустить.

Описание и принцип работы пуско-зарядного устройства

Здесь особо сложного ничего нет. Сетевое U = 220 В подаётся через выключатель на первичную обмотку трансформатора, а на вторичной происходит уменьшение переменного напряжения. Потом оно сглаживается двухполупериодным или мостовым выпрямителем, собранным на мощных диодах. Далее пульсирующее напряжение может быть отфильтровано посредством электролитических конденсаторов. При необходимости около выхода осуществляется увеличение напряжения, что делается с помощью усилителей, в которых основными компонентами являются транзисторы, тиристоры.

Из недостатков описываемого пуско-зарядного устройства можно отметить разве что солидный вес, что обусловлено установкой мощного и, как следствие, габаритного трансформатора. Ниже – схема двухполупериодного пуско-зарядного устройства своими руками:

В этой схеме задействован лабораторный трансформатор ЛАТР. Вместо двух диодов можно использовать и диодный мост типа КЦ405. Схема пуско-зарядного устройства для автомобиля с усилителем:

Как сделать пуско-зарядное устройство своими руками, чтобы оно наверняка заработало? Нужно соблюдать параметры деталей. Мощность указанных на картинке тиристоров – не менее 80 А (если будет использоваться диодный мост, то от 160 А). Диоды на ток – 100–200 А. Транзистор – КТ361 либо КТ 3102 (можно любой другой с такими же параметрами). Мощность используемых резисторов – от 1 Вт.

Собранное своими руками зарядно-пусковое устройство подключается через зажимы-крокодилы к АКБ в соответствии с полярностью. При нормально заряженной батарее с ПЗУ энергия поступать не будет. Если же АКБ не функционирует, тиристорный переход откроется, и зарядный ток пойдёт на батарею и стартер.

Расчёт обмоток трансформатора

Сначала нужно подобрать магнитопровод, сечение которого должно быть не меньше 37 кв. см. Чтобы рассчитать количество витков в первичной обмотке, необходимо воспользоваться формулами: Т = 30/S, где S – площадь магнитопровода и N = 220*Т, то есть W1 = 220*30/37 = 178 витков. Для обмотки необходимо использовать изолированный провод сечением не менее 2 кв. мм. Формула для вторичной обмотки: W2 = 16*Т = 16*30/37 = 13 витков. Здесь понадобится шина из алюминия площадью 36 кв. мм.

Стоит заметить, что формулы не всегда могут выдавать точное число обмоток (особенно вторичной), поэтому можно применить метод подбора. Намотав первичную обмотку, накрутите несколько витков вторичной и измерьте получившееся напряжение, не обрезая шину. Таким образом нужно добиться на выходе значения 14–16 В.

Дело будет обстоять проще, если у вас имеется ЛАТР – лабораторный трансформатор. От него нужно взять сердечник. Количество витков первичной обмотки – 265–295. Используйте изолированный провод сечением 2 мм. Намотку производите в три слоя. Далее обязательно проверьте значение тока холостого хода (включите мультиметр в разрыв между сетью 220 В и одним из концов обмотки). Прибор должен показывать 210–390 мА. Если показания больше, число витков нужно увеличить, в противном случае, наоборот, уменьшить. Вторичная обмотка разделена на две секции, в каждой из которых 15–18 витков. Здесь понадобится провод сечением 10 кв. мм.

Расчёт выпрямителя

Далее рассмотрены параметры электронных компонентов (помимо указанных выше), применяемых в обеих схемах:

  1. Диоды. Максимальный пропускаемый ток не должен быть менее 100 А. Это могут быть В200, Д141, 2Д141, 2Д151 и иные аналогичные детали. Вместо КД105 не возбраняется применять КД209 или даже Д226. Стабилитрон – Д808, 2С182 и т. п.
  2. Тиристоры. I = 80 А и более: ТС185, Т15-80, Т15-100, Т161, Т125 и т. п. Если используется вариант выпрямления тока с диодным мостом, тиристоры будут мощнее вдвойне: Т15, Т160, Т250, Т16 и другие, аналогичные.
  3. Транзисторы. Здесь важен коэффициент усиления h = 21э. Это КТ361 либо КТ3107 проводимостью n-p-n. Вместо КТ816 подойдёт и КТ814.
  4. Резисторы. Желательно, чтобы их мощность была не менее 1 Вт.
  5. Выключатель. Должен держать ток от 6 А.

Подбор сечения проводов

Подбирая выходные провода, которые будут присоединяться к аккумулятору, нужно помнить, что их диаметр не может быть меньше такого же параметра вторичной обмотки. Лучше использовать многожильный медный кабель, используемый в сварочных аппаратах, где каждый проводок имеет сечение 2,5 кв. мм. Такую же площадь должен иметь провод, посредством которого самодельный аппарат будет подключаться к сети. Не забудьте приобрести мощные зажимы-крокодилы для подключения к клеммам АКБ. Здесь тоже рекомендуется использовать изделия, применяемы при сварке («масса»).

Как устроено зарядное устройство для АКБ: принцип работы и основные компоненты

Все зарядные устройства для аккумуляторных батарей разделяются на два больших типа: механические и автоматические. Некоторые устройства подходят для определённых моделей аккумуляторов.

При выборе товара нужно прежде всего выяснить, какая зарядка подходит к требуемой аккумуляторной батареи.

Автоматические модели способны регулировать подачу электрического тока и напряжения самостоятельно. Используются они в новых аккумуляторах с AGM-технологиями

У них есть одно важное отличие — это электролит не в жидком состоянии. Обычные зарядные устройства предназначены для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Некоторые модели имеют механический способ регулировки важных технических характеристик.

Кислотные модели аккумуляторов заряжаются при помощи постоянной подачи напряжения. Для того чтобы электрический ток прошёл в аккумулятор, необходимо чтобы выдаваемое напряжение было больше напряжения самого источника питания. Когда аккумуляторная батарея разряжена она имеет напряжение 10,5 Вольт. В редких случаях может быть 9 Вольт, но это только у глубоко разряженных аккумуляторов.  У заряженных напряжение составляет 12,6-12,8 Вольт. Поэтому при зарядке сначала подаётся максимальное значение электрического тока, но с процессом зарядки он постепенно понижается до минимального значения.

Обычная схема зарядного устройства включает в себя:

  • трансформатор;
  • выпрямитель;
  • стабилизированный или не стабилизированный регулятор электрического тока.

Дополнительные вспомогательные элементы, которые облегчают процесс зарядки;

  • схема ограничения электрического тока;
  • защитные элементы;
  • световой индикатор или самостоятельная возможность отключаться после окончания зарядки.

Благодаря этим элементам, значительно увеличивается эффективность работы.

ЗУ из блока питания АТХ (для подготовленных)

Более сложную схему имеет зарядное устройство, изготовленное из компьютерного блока питания.

Для изготовления устройства подойдут блоки мощностью не менее 200 Ватт моделей АТ или АТХ, которые управляются контроллером TL494 или КА7500

Важно, чтобы блок питания был полностью исправен. Не плохо себя показала модель ST-230WHF из старых ПК

Фрагмент схемы такого зарядного устройства представлена ниже, по ней и будем работать.

Помимо блока питания также потребуется наличие потенциометра-регулятора, подстроечный резистор на 27 кОм, два резистора мощностью 5 Вт (5WR2J) и сопротивлением 0,2 Ом или один С5-16МВ.

Начальный этап работ сводится к отключению всего ненужного, которыми являются провода «-5 В», «+5 В», «-12 В» и «+12 В».

Резистор, указанный на схеме как R1 (он обеспечивает подачу напряжения +5 В на вывод 1 контроллера TL494) нужно выпаять, а на его место впаять подготовленный подстроечный резистор на 27 кОм. На верхний вывод этого резистора нужно подвести шину +12 В.

Вывод 16 контроллера следует отсоединить от общего провода, а также нужно перерезать соединения выводов 14 и 15.

В заднюю стенку корпуса блока питания нужно установить потенциометр-регулятор (на схеме – R10). Устанавливать его нужно на изоляционную пластину, чтобы он не касался корпуса блока.

Через эту стенку следует также вывести проводку для подключения к сети, а также провода для подключения АКБ.

Чтобы обеспечить удобство регулировки прибора из имеющихся двух резисторов на 5 Вт на отдельной плате нужно сделать блок резисторов, подключенных параллельно, что обеспечит на выходе 10 Вт с сопротивлением 0,1 Ом.

Далее изготовленная плата устанавливается в корпус и производится подключение всех выводов согласно схеме.

Затем следует проверить правильность соединения всех выводов и работоспособность прибора.

Финальной работой перед завершением сборки является калибровка устройства.

Для этого ручку потенциометра следует установить в среднее положение. После этого на подстроечном резисторе следует установить напряжение холостого хода на уровне 13,8-14,2 В.

Если все правильно выполнить, то при начале зарядки батареи на нее будет подаваться напряжение в 12,4 В с силой тока в 5,5 А.

По мере зарядки АКБ напряжение будет возрастать до значения, установленного на подстроечном резисторе. Как только напряжения достигнет этого значения, сила тока начнет снижаться.

Если все рабочие параметры сходятся и прибор работает нормально, остается только закрыть корпус для предотвращения повреждения внутренних элементов.

Данное устройство из блока АТХ очень удобно, поскольку при достижении полного заряда батареи, автоматически перейдет в режим стабилизации напряжения. То есть перезарядка АКБ полностью исключается.

Для удобства работ можно дополнительно прибор оснастить вольтметром и амперметром.

Использование барьера Шоттки

Еще одна основная характеристика, которая не использовалась в предыдущих расчетах, — прямое падение напряжения на открытом диоде. Диод только теоретически проводит ток в одну сторону, а диэлектрик — в другую. На практике в прямом подключении на приборе падает напряжение, которое может достигать 1,5 В и более.

Это значит, что напряжение на выходе однополупериодного выпрямителя будет ниже входного на 1,5 В, а если использовать мостовую схему, то на все 3 В. Кроме того, вольты, помноженные на протекающий через выпрямитель ток, будут бесполезно рассеиваться на диодах в виде тепла, уменьшая КПД схемы.

Избежать подобной неприятности позволяют диоды с барьером Шоттки. Они отличаются низким (десятые вольта) прямым падением напряжения, а значит, собранная на них схема будет обладать более высоким КПД и работать в облегченном режиме. Вид и схема мощной диодной сборки Шоттки представлены на изображении.

Originally posted 2018-07-04 08:35:05.

Схема прοстοгο выпрямителя

На вхοд выпрямителя пοдается сетевοе переменнοе напряжение, в κοтοрοм пοлοжительные пοлупериοды выделены κрасным цветοм, а οтрицательные – синим. Κ выхοду выпрямителя пοдκлючается нагрузκа, а фунκцию выпрямляющегο элемента будет выпοлнять диοд.

При пοлοжительных пοлупериοдах напряжения, пοступающих на анοд диοда, диοд οтκрывается. В эти мοменты времени через диοд и нагрузκу, питающуюся οт выпрямителя, течет прямοй тοκ диοда Iпр.

При οтрицательных пοлупериοдах напряжения, пοступающих на анοд диοда, диοд заκрывается, и вο всей цепи будет прοтеκать незначительный οбратный тοκ диοда. Здесь диοд κаκ бы οтсеκает οтрицательную пοлувοлну переменнοгο тοκа.

В итοге пοлучается, чтο через нагрузκу, пοдκлюченную κ сети через диοд, течет уже не переменный, пοсκοльκу этοт тοκ прοтеκает тοльκο в пοлοжительные пοлупериοды, а пульсирующий тοκ – тοκ οднοгο направления. Этο и есть выпрямление переменнοгο тοκа.

Нο таκим напряжением мοжнο питать лишь малοмοщную нагрузκу, питающуюся οт сети переменнοгο тοκа и не предъявляющую κ питанию οсοбых требοваний: например, лампу наκаливания. Напряжение через лампу будет прοхοдить тοльκο вο время пοлοжительных пοлувοлн (импульсοв), пοэтοму лампа будет слабο мерцать с частοтοй 50 Гц. За счет теплοвοй инертнοсти нить не будет успевать οстывать в прοмежутκах между импульсами, и пοэтοму мерцание будет слабο заметным.

Если же запитать таκим напряжением приемниκ или усилитель мοщнοсти, тο в грοмκοгοвοрителе или κοлοнκах будет слышен гул низκοгο тοна с частοтοй 50 Гц, называемый фοнοм переменнοгο тοκа. Этο будет прοисхοдить пοтοму, чтο пульсирующий тοκ, прοхοдя через нагрузκу, сοздает в ней пульсирующее напряжение, κοтοрοе и является истοчниκοм фοна.

Этοт недοстатοκ мοжнο частичнο устранить, если параллельнο нагрузκе пοдκлючить фильтрующий элеκтрοлитичесκий κοнденсатοр бοльшοй емκοсти.

Заряжаясь импульсами тοκа вο время пοлοжительных пοлупериοдοв, κοнденсатοр вο время οтрицательных пοлупериοдοв разряжается через нагрузκу. Если κοнденсатοр будет дοстатοчнο бοльшοй емκοсти, тο за время между импульсами тοκа οн не будет успевать пοлнοстью разряжаться. На нагрузκе будет непрерывнο пοддерживаться тοκ κаκ вο время пοлοжительных, таκ и вο время οтрицательных пοлупериοдοв.

Нο таким тοκοм тοже нельзя питать приемниκ или усилитель, потому чтο οни будут «фοнить»: урοвень пульсаций пοκа еще οчень οщутим. В выпрямителе испοльзуется энергия тοльκο пοлοвины вοлн переменнοгο тοκа, пοэтοму на нем теряется бοльше пοлοвины вхοднοгο напряжения. Этот вид выпрямления переменнοгο тοκа называют οднοпοлупериοдным, а выпрямители – οднοпοлупериοдными выпрямителями. Такого рода недοстатκи устранены в выпрямителях с испοльзοванием диοднοгο мοста.

Использование барьера Шоттки

Применение диода Шоттки оправдано в двух случаях. Во-первых, когда нужно выпрямить высокочастотный ток. Барьер Шоттки идеально подходит для подобной задачи, ведь он имеет низкую ёмкость перехода и, соответственно, является быстродействующим. Во-вторых, когда требуется выпрямить большой ток в десятки или сотни ампер. В этом случае деталь отлично себя показывает ввиду низкого падения напряжения и малого тепловыделения.

Диодные мосты в мире электроники играют роль согласующего элемента. С их помощью можно подключать устройства, требующие постоянный ток, к сети удобного для передачи переменного напряжения. Подобных устройств очень много в быту, они крайне важны для комфортной жизни человека.

Схема и принцип работы диодного моста

Схема диодного моста Рис. Наибольший рабочий ток выпрямления.

Следуя из названия, собран мост из 4 или 6 диодов. Работая с обеими полуволнами переменного напряжения, диодный мост выгодно отличается от однополупериодных выпрямителей.

Принцип работы диодного моста

В данной схеме, ток протекает от фазы с наибольшим потенциалом, через нагрузку к фазе с наименьшем потенциалом. Данную пульсацию можно немного уменьшить с помощью параллельно включенного конденсатора к выходу диодного моста.

Его величина возрастает и зависит только сопротивления p- и n- области. Устройство выпрямителя и схема подключения На сегодняшний день не придумано ничего лучшего для полноценного выпрямления напряжения, чем обычный диодный мост. ЧТО ТАКОЕ ДИОДНЫЙ МОСТ

Преимущества и недостатки

Преимущества диодного моста общеизвестны:

  • отработанные десятилетиями схемы;
  • простота сборки и подключения;
  • несложная диагностика неисправности и простота ремонта.

В качестве недостатков надо упомянуть рост габаритов и веса схемы при увеличении мощности, а также необходимости использования радиаторов для мощных диодов. Но с этим сделать ничего нельзя – физику не обмануть. Когда эти условия станут неприемлемыми, надо решать вопрос о переходе к импульсной схеме источника питания. Кстати, мостовое включение диодов может быть использовано и в ней.

Также надо отметить форму выходного напряжения, далекую от постоянной. Для работы с потребителями, предъявляющими требования к стабильности питающего напряжения, надо использовать мост совместно со сглаживающими фильтрами, а при необходимости и стабилизаторами на выходе.

Что такое полупроводниковый диод, виды диодов и график вольт-амперной характеристики

Что такое выпрямитель напряжения и для чего нужен: типовые схемы выпрямителей

Описание, технические характеристики и аналоги выпрямительных диодов серии 1N4001-1N4007

Принцип работы и основные характеристики стабилитрона

Описание характеристик, назначение выводов и примеры схем включения линейного стабилизатора напряжения LM317

Преобразователи напряжения с 12 на 220 вольт

Конструкция автоматического зарядного устройства

Все детали зарядного устройства размещены в корпусе миллиамперметра В3-38, из которого удалено все его содержимое, кроме стрелочного прибора. Монтаж элементов, кроме схемы автоматики, выполнен навесным способом.

Конструкция корпуса миллиамперметра, представляет собой две прямоугольные рамки, соединенные четырьмя уголками. В уголках с равным шагом сделаны отверстия, к которым удобно крепить детали.

Силовой трансформатор ТН61-220 закреплен на четырех винтах М4 на алюминиевой пластине толщиной 2 мм, пластина в свою очередь прикреплена винтами М3 к нижним уголкам корпуса. На этой пластине установлен и С1. На фото вид зарядного устройства снизу.

К верхним уголкам корпуса закреплена тоже пластина из стеклотекстолита толщиной 2 мм, а к ней винтами конденсаторы С4-С9 и реле Р1 и Р2. К этим уголкам также прикручена печатная плата, на которой спаяна схема автоматического управления зарядкой аккумулятора. Реально количество конденсаторов не шесть, как по схеме, а 14, так как для получения конденсатора нужного номинала приходилось соединять их параллельно. Конденсаторы и реле подключены к остальной схеме зарядного устройства через разъем (на фото выше голубой), что облегчило доступ к другим элементам при монтаже.

На внешней стороне задней стенки установлен ребристый алюминиевый радиатор для охлаждения силовых диодов VD2-VD5. Тут также установлен предохранитель Пр1 на 1 А и вилка, (взята от блока питания компьютера) для подачи питающего напряжения.

Силовые диоды зарядного устройства закреплены с помощью двух прижимных планок к радиатору внутри корпуса. Для этого в задней стенке корпуса сделано прямоугольное отверстие. Такое техническое решение позволило к минимуму свести количество выделяемого тепла внутри корпуса и экономии места. Выводы диодов и подводящие провода распаяны на незакрепленную планку из фольгированного стеклотекстолита.

На фотографии вид самодельного зарядного устройства с правой стороны. Монтаж электрической схемы выполнен цветными проводами, переменного напряжения – коричневым, плюсовые – красным, минусовые – проводами синего цвета. Сечение проводов, идущих от вторичной обмотки трансформатора к клеммам для подключения аккумулятора должно быть не менее 1 мм2.

Шунт амперметра представляет собой отрезок высокоомного провода константана длиной около сантиметра, концы которого запаяны в медные полоски. Длина провода шунта подбирается при калибровке амперметра. Провод я взял от шунта сгоревшего стрелочного тестера. Один конец из медных полосок припаян непосредственно к выходной клемме плюса, ко второй полоске припаян толстый проводник, идущий от контактов реле Р3. На стрелочный прибор от шунта идут желтый и красный провод.

Печатная плата блока автоматики зарядного устройства

Схема автоматического регулирования и защиты от неправильного подключения аккумулятора к зарядному устройству спаяна на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита.

На фотографии представлен внешний вид собранной схемы. Рисунок печатной платы схемы автоматического регулирования и защиты простой, отверстия выполнены с шагом 2,5 мм.

На фотографии выше вид печатной платы со стороны установки деталей с нанесенной красным цветом маркировкой деталей. Такой чертеж удобен при сборке печатной платы.

Чертеж печатной платы выше пригодится при ее изготовлении с помощью технологии с применением лазерного принтера.

А этот чертеж печатной платы пригодится при нанесении токоведущих дорожек печатной платы ручным способом.

Шкала вольтметра и амперметра зарядного устройства

Шкала стрелочного прибора милливольтметра В3-38 не подходила под требуемые измерения, пришлось начертить на компьютере свой вариант, напечатал на плотной белой бумаге и клеем момент приклеил сверху на штатную шкалу.

Благодаря большему размеру шкалы и калибровки прибора в зоне измерения, точность отсчета напряжения получилась 0,2 В.

Провода для подключения АЗУ к клеммам аккумулятора и сети

На провода для подключения автомобильного аккумулятора к зарядному устройству с одной стороны установлены зажимы типа крокодил, с другой стороны разрезные наконечники. Для подключения плюсового вывода аккумулятора выбран красный провод, для подключения минусового – синий. Сечение проводов для подключения к устройству аккумулятора должно быть не менее 1 мм2.

К электрической сети зарядное устройство подключается с помощью универсального шнура с вилкой и розеткой, как применяется для подключения компьютеров, оргтехники и других электроприборов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Инлесница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: