Разновидности железобетонных труб
Сегодня в продаже можно найти трубы из ЖБ:
- напорные;
- безнапорные;
- безнапорные раструбные;
- раструбные.
Каналы для транспортировки жидкостей прокладываются из безнапорных изделий. Процесс их изготовления происходит с применением тяжелых марок бетона (В25 и выше). Водонепроницаемость бетонной смеси — W6, морозостойкость — F300. Чаще всего длина выпускаемых изделий колеблется в пределах 2,5-5 м, внутренний диаметр — 400-1600 мм. Применяются звенья из бетона в различных областях гражданского и промышленного строительства, кроме прокладки каналов под автомагистралями I и II категории.
По несущей способности ЖБ-изделия делятся на классы:
- прочность 3 группы — выдерживает засыпку грунтом на высоту 6 м;
- 2 группа выдерживает нагрузку слоя грунта толщиной 4 м;
- изделия прочности 1 группы — 2 м.
Жидкость в них транспортируется за счет небольшого (2-3º) наклона системы. При расчетах следует помнить: сечение потока жидкости меньше диаметра конструкции на 5%.
Раструбные детали в качестве соединительного элемента имеют раструб, представляющий собой расширение трубы. Другой конец изделия сужен. Такие детали используются в строительстве подземных сооружений для транспортировки жидкостей. Чаще всего это сооружение ливневой канализации и водопропускных объектов под автомобильными и железными дорогами.
Раструбные изделия производятся методами центрифугирования и вибропрессования из бетона тяжелых марок. Размеры труб: длина — от 2,5 до 5,5 м, внутренний диаметр — 400 — 2000 мм. Такие ЖБ-детали имеют наибольшее распространение в силу легкости их соединения при обустройстве самотечных каналов. Поверхность раструба и втулочный ступенчатый элемент соединяются друг с другом с помощью резиновых колец, обеспечивающих высокую степень герметизации стыка.
На изготовление напорных изделий тоже расходуется высокопрочный бетон. Содержимое в таких конструкциях передвигается под давлением, создаваемым специальными насосами. Напорные трубы имеют толстые стенки (до 10% от диаметра). Используются изделия при строительстве водоотводящих систем под транспортными магистралями. В частных хозяйствах не применяются.
На изготовление напорных изделий тоже расходуется высокопрочный бетон.
Основные преимущества сборного железобетона:
- а) при сборном железобетоне резко увеличивается оборачиваемость опалубки (возможность ее многократного использования) и этим экономятся лесоматериалы, при массовом заводском способе изготовления конструкций вместо деревянных форм применяют стальные. Ускорение оборота форм на заводах достигается ускорением твердения бетона путем пропаривания изделий или применением быстротвердеющих цементов;
- б) при применении сборного железобетона резко сокращаются сроки строительства за счет совмещения различных работ во времени, поскольку сборные конструкции изготовляют заблаговременно, а монтаж их при помощи кранов производится быстро и практически почти не зависит от времени года;
- в) заводской способ изготовления сборного железобетона дает возможность широко применять механизацию и предварительное напряжение и этим путем резко снижать трудоемкость и уменьшать расход металла.
При этом предварительное напряжение дает возможность изготовлять из железобетона такие изделия, как напорные водопроводные трубы (взамен стальных, подверженных коррозии), железнодорожные шпалы (взамендеревянных, подверженных гниению) и др.
Массовое заводское производство сборного железобетона поставило с особой остротой проблему унификации конструкций, как необходимую предпосылку рентабельности такого производства.
Особенности монтажа железобетонных труб
При монтаже железобетонная деталь располагается так, чтобы совпадали торец и метка. Уплотнительное резиновое кольцо устанавливают на конец трубы на минимальном расстоянии от соединительной муфты. С помощью специальных инструментов труба перемещается до стыковки с муфтой. Одновременно выполняется закатка уплотнительного элемента.
При монтаже железобетонная деталь располагается так, чтобы совпадали торец и метка.Трубы в местах стыков дополнительно заделываются пеньковой прядью, которая предварительно просмаливается битумным составом. После заделки стыки для большей плотности, надежности и герметичности можно зачеканить асбесто-цементным составом, в который входит 30% асбеста и 70% цемента.
Подобные изделия выпускаются многими предприятиями. Вместе с трубами круглого сечения производятся прямоугольные и квадратные элементы, применяемые в качестве перекрытий и опор строительных конструкций, лотков для стока воды. Заводы выпускают специальные кольца колодезные для облицовки водяных скважин, плиты лестницы и аэродромные. Из отдельных видов ЖБ-труб изготавливают сваи забивные для возведения фундаментов. Схемы использования изделий разные.
Виды железобетонных конструкций
ЖБК можно классифицировать по многим параметрам. За 150 лет непрерывного совершенствования было придумано множество методов создания железобетонных конструкций с применением разных технологий и сортов бетона.
Сборные железобетонные конструкции
Их производят на строительной площадке из заранее подготовленных элементов. При этом СЖК создаются на специализированных предприятиях, где есть необходимое оборудование и высокий уровень автоматизации труда. Это позволяет добиться уменьшения себестоимости и максимальной продуктивности.
В своё время создание СЖК крайне позитивно повлияло на всеобщую индустриализацию и механизацию сферы строительства. Сборные железобетонные конструкции позволяют возводить здания в любые погодные условия. Можно осуществлять постройку зимой и летом, в дождь, ветер и жару.
Тем не менее сборные железобетонные конструкции имеют один существенный недостаток, а именно высокую трудоёмкость. К тому же создание стыков имеет большую металлоёмкость и соответствующую стоимость.
Монолитные железобетонные конструкции
Эти изделия создаются непосредственно на строительной площадке путём укладки бетона в опалубку. Как результат снижения стоимости МЖК можно добиться за счёт уменьшения расходов на бетон, арматуру, опалубочные материалы и оплату труда.
Застройщик сам определяет обоснованность использования того или иного количества материалов в зависимости от степени сложности объекта и его назначения. Это позволяет создавать более гибкую смету, реально оценивая потребности производства.
Главное достоинство монолитных железобетонных конструкций — их пространственная целостность. Если брать профессиональную терминологию, то это высокая статическая неопределённость. За счёт этого монолитные конструкции имеют малую материалоемкость.
МЖК использую как для возведения типичных, так и для создания уникальных зданий. Эти изделия позволяют строить объекты, применяя разные виды опалубки, среди которых:
- несъёмная,
- передвижная,
- щитовая,
- блочная.
Также при создании монолитных железобетонных конструкций применяются крупные блоки арматуры и пространственные армированные каркасы. Также данная технология позволяет наладить механизированную подачу и укладку бетона. Есть ряд сооружений, которые создаются только при помощи МЖК, к ним относят:
- бассейны,
- фундаменты,
- сооружения с мощными динамическими нагрузками.
В каждом из вышеперечисленных вариантов применение монолитных железобетонных конструкций экономически выгодно. Несмотря на серьёзные преимущества, данная технология имеет свои недостатки, среди которых:
- трудоёмкая опалубка;
- сезонность работ;
- сроки строительства во многом зависят от скорости затвердевания смеси.
Работы с монолитными железобетонными конструкциями осуществляют только в тёплое время года. Для ускорения процесса применяют специальные сорта цемента, которые застывают чрезвычайно быстро.
Сборно-монолитные железобетонные конструкции
Это целый комплекс элементов. Согласно данной технологии сборный и монолитный железобетон укладывается вместе.
Главную роль в данной технологии играет качество сцепления сборных элементов с монолитными. Чтобы достичь нужного результата сборные конструкции могут иметь разную форму и размер. В комплексах такого рода может использоваться напрягаемая и ненапрягаемая арматура. Всё зависит от конкретной ситуации и назначения объекта.
Если поверхность сборно-монолитных железобетонных конструкций имеет высокий уровень шероховатости, то можно обойтись без шпонок. В местах, где сборные элементы контактируют с бетоном, предусматривается выпуск поперечной арматуры. Анкеровка укладывается в монолитном бетоне дополнительно.
Сборно-монолитные железобетонные конструкции сочетают в себе достоинства обоих предыдущих видов. Они весьма экономичны и позволяют строить здания посредством современных методов быстро и качественно.
Важно ! Монолитный железобетон гарантирует высокую пространственную жёсткость. Это снижает материалоемкость
В монолитных элементах широко применяются лёгкие и ячеистые бетоны. Допускается использование искусственных пористых заполнителей. Из-за чего значительно уменьшается удельный вес конструкции.
ВСН 430-82
Статус: | Действует |
Полное название документа: | Инструкция по возведению монолитных железобетонных промышленных труб и башенных градирен |
Область применения: | Требования настоящей Инструкции распространяются на производство и приемку работ по возведению монолитных железобетонных промышленных труб и башенных гиперболических градирен. |
Дата введения в действие: | 01.01.1983 |
Дата актуализации текста и описания: | 01.01.2009 |
Дата добавления: | 29.04.2009 |
Заменяет: | СН 374-67 |
Тип документа: | ВСН |
Краткое содержание документа: | 1 Общие положения2 Специальные устройства для возведения труб и градирен3 Земляные работы4 Опалубочные работы Общие указания Установка, перестановка и подъем опалубки Разборка опалубки Контроль качества и приемка опалубочных работ5 Арматурные работы Общие указания Монтаж арматуры Контроль качества арматурных работ6 Бетонные работы Общие указания Материалы для бетона Подготовительные мероприятия Проектирование и подбор составов бетона Приготовление бетонной смеси Транспортирование и укладка бетонной смеси Уход за бетоном Контроль качества бетонных работ7 Монтаж сборных железобетонных конструкций8 Производство бетонных работ в зимних условиях Общие указания Приготовление бетонных смесей и укладка их в опалубку Опалубка для зимнего бетонирования Методы выдерживания бетона Метод термоса Замоноличивание стыков сборных железобетонных конструкций Контроль качества бетонных раобт9 Монтаж стальных конструкций10 Антикоррозионные работы Общие указания Подготовка поверхности бетона Нанесение антикоррозионных покрытий Торкретирование Контроль качества11 Теплоизоляционные и футеровочные работы12 Приемка работ13 Техника безопасностиПриложение 1 Требования к бетону для труб и градиренПриложение 2 Журнал бетонных работПриложение 3 Журнал испытаний контрольных образцов бетонаПриложение 4 Требования к режиму тепловой обработки сборных железобетонных конструкций башенных градиренПриложение 5 Журнал контроля температурПриложение 6 Форма для выдержки образцов бетона в условиях конструкции при отрицательной температуре |
Документ опубликован: | Стройиздат № 1983 |
Документ утвержден: | Минмонтажспецстрой СССР (Дата регистрации: 24.05.1982)Госстрой СССР (Дата регистрации: 18.05.1982) |
Документ разработан: | ВНИПИ Теплопроект Минмонтажспецстроя СССР (Адрес: 143360, г. Апрелевка Московской обл.) |
Технология монолитного железобетона
Элемент изготавливается на объекте в проектном положении. На строительную площадку материалы доставляются по графикам.
Достоинства
- низкая стоимость;
- отсутствие швов и стыков (монолитная конструкция);
- возможность придания конструкции любой формы, а также возведение элементов любых размеров и массы;
- хорошая работа монолитных конструкций на динамические и знакопеременные нагрузки.
Недостатки
- при больших массивных конструкциях (большие фундаменты, фундаментные плиты, массивные колонны и т.п.);
- при возведении конструкций сложной формы (криволинейных, переменного сечения и т.п.);
- при больших динамических нагрузках (фундаменты под технологическое оборудование, покрытие посадочных полос аэродромов);
- в случаях, когда технико-экономическое сравнение вариантов доказало эффективность применения монолитных конструкций в конкретных условиях строительства.
Рациональный выбор той или иной технологической схемы возведения железобетонной конструкции определяется:
Железобетонные конструкции стали настоящим прорывом в 19 веке. Сейчас практически все строительные объекты возводятся с их помощью. На данный момент каждый день в мире производится порядка двух миллиардов кубических метров ЖБИ. Без них невозможна постройка офисов, высотных домов и промышленных зданий.
Железобетонные конструкции позволяют быстро и с минимальными финансовыми затратами возводить дома разной степени сложности. По своей сути ЖБИ — это арматура, залитая цементным раствором.
Особенности материала
Сборный железобетон производится на специальных заводах в виде крупногабаритных элементов. Последние транспортируются на строительную площадку в готовом виде и собираются в одно целое. Первое преимущество такого способа очевидно: на площадке происходит только сборка, так как все производственные стадии – подготовка формы, армирование, отвердение бетона, были осуществлены на заводской площадке.
Типичные представители сборных конструкций – стеновые панели, плиты, коллекторное оборудование, ограждения, фермы и прочее.
Сборно-монолитный железобетон – комбинация каркаса и монолита. В зависимости от типа и этапа работы они могут собираться как на заводской, так и на строительной площадке. Это, например, лестничные пролеты или блоки фундамента.
Преимущества
Преимущества такого метода весьма ощутимы.
- Самая высокая скорость возведения капитальных сооружений: все элементы здания прибывают в готовом виде, а монтаж занимает куда меньше времени, чем изготовление на месте.
- Типовые размеры элементов исключают технические и проектные ошибки, отсутствуют работы по подгонке блоков.
- Эта же особенность позволяет механизировать процесс монтажа в куда большей степени, чем это возможно при работе с нестандартными элементами. Значительно повышает прочность материала предварительное натяжение арматуры. Для этого в форме перед заливкой бетона стержни, канаты, прутки растягивают до величины, не превышающей предела упругости, и в таком виде заливают бетоном. После того как бетон достигает нужной твердости, нагрузку снимают. Арматура стремится вернуться в первоначальное состояние и обжимает сцепленный со сталью бетон. Таким образом, получают блок, в котором каркас растянут, а бетон сжат.
- Такое изделие относят к наиболее прочным вариантам материала. Однако осуществить такой процесс возможно только в заводских условиях.
- Затраты по сравнению с монтажом из монолитного железобетона намного ниже, так как на сборку затрачивается меньше рабочего времени и нет нужды привлекать дополнительную спецтехнику – бетономешалки, бетоноукладчик и прочее.
Недостатки
Недостатки, однако, также очевидны и связаны с особенностями сборки.
- Чем большее количество элементов необходимо соединить, тем больше швов получают в готовых стенах и перекрытиях. Это сказывается на общей прочности, а, главное, создает почву для образования холодовых мостиков.
- Так как блоки изготавливаются по типоразмерам, большого разнообразия элементов ожидать трудно. Проекты зданий из стеновых панелей всегда ограничены по сравнению с объектами, сооруженными монолитным способом.
Правила создания надёжных железобетонных конструкций
В процессе работы должны быть соблюдены все СНиПы и нормы строительства
Некоторые организации дополнительно ориентируются на международные стандарты, чтобы получить важное конкурентное преимущество. Тем не менее есть свод обязательных правил, которые должны соблюдаться при создании бетонных перекрытий:
- Сетка или каркас не должны создавать препятствий для равномерного распределения бетона.
- Сначала на площадку укладывается материал для армирования и только после этого осуществляется заливка.
- Необходимо избегать попадания в железобетонную конструкцию масляных веществ. Они препятствуют образованию крепкой связи между бетоном и каркасом.
- Чтобы защитить ЖБК от коррозии, бетон должен полностью скрывать элементы армирования.
Каркасное армирование используется тогда, когда фундамент и пол — единая система фиксации дома. Подобная технология применяется при постройке на грунтах с низкой степенью надёжности.
Маркировка ЖБ-труб
Железобетонные изделия маркируются в зависимости от функционального назначения. Маркировка, состоящая из букв и цифр, наносится на поверхность раструба или на конец трубы.
Маркировка детали | Характеристика изделия |
Т | Цилиндрическая деталь в форме конуса, имеющего втулочный элемент. Комплектуется резиновым уплотнительным кольцом. |
ТН | Для напорных каналов с установкой дополнительных насосов. |
ТП | Изделия, напоминающие Т-трубы. Стыковка происходит с помощью раструбов. |
ТБ | Выпускаются с упорным буртиком и комплектуются кольцами из резины для герметизации стыков. |
ТБП | Имеют в составе подошву. |
ТС | Изделия со ступенчатой поверхностью и резиновыми уплотнителями. |
ТСП | Трубы из ЖБ с подошвой. |
ТФП | Фальцевые детали с резиновыми уплотнителями. |
ТБФП | Фальцевые с подошвой изделия |
ТО | Напоминают ТБФП, имеют отверстие овальной формы. |
ТЭ | Отверстия в форме эллипса. |
Цифры в маркировке изделий обозначают:
- первая — характеризует внутреннее сечение изделия;
- вторая — длина железобетонного трубного изделия в дециметрах;
- последняя — несущая способность трубы.
Например, в маркировке ТБ 40.25-2 буквы и цифры обозначают следующее:
- ТБ — имеется соединение в форме раструба;
- 40 — внутренний диаметр равен 40 см;
- 25 — полезная длина изделия 2,5 м;
- 2 группа, означающая высоту грунта не более 4 м.
Иногда применяется дополнительная буква, характеризующая проницаемость труб и стойкость к некоторым веществам:
- О — проницаемость особо низкая;
- П — пониженная;
- Н — нормальная проницаемость;
- Щ — стойкость к щелочным средствам;
- К — стойкость к кислотам.
Цифровая и буквенная маркировка дает представление об изделии, о его габаритах и свойствах.
Характеристики железобетона
Бетон обладает большой прочностью. Это позволяет строить здания с долгим сроком эксплуатации. К тому же он хорошо выдерживает перепады температуры. К другим полезным характеристикам этого материала причисляют:
- морозостойкость,
- высокую плотность,
- водонепроницаемость,
- огнестойкость.
Прочность бетона при сжатии в 10—20 раз больше, чем при растяжении. Этот параметр во многом зависит от используемого песка и гравия. Главную роль играет качество цемента. Именно цемент определяет, насколько прочным будет состав.
Заливка бетоном позволяет защитить арматуру от коррозии. Строения, выполненные из этого материала, отличаются долговечностью и стойкостью. Очень сильно на качество материала влияет пористость, а именно отношение пор к общему объёму.
Важно ! Поры есть в любой конструкции. Они появляются в результате испарения воды, не вступившей в реакцию с цементом
Очень часто большая пористость является доказательством использования недостаточного количества цемента в смеси.
Плотность представляет собой отношение массы бетона к его объёму. Чем выше эта характеристика, тем более прочной будет железобетонная конструкция. Благодаря высокой плотности бетон хорошо противостоит сжатию.
Вне зависимости от толщины железобетонной конструкции она может эффективно передавать тепловой поток. Теплопроводность бетона в 50 раз меньше, чем у стали, но намного выше, нежели у кирпича.
Результатом невысокой теплопроводности железобетонных конструкций становится их огнестойкость. Благодаря этому данный материал также используют при обустройстве промышленных цехов, где приходится работать с высокими температурами.
Важно ! Железобетонные конструкции могут выдерживать температуру до 1000 градусов на протяжении длительного времени. При этом изделия не разрушаются и не трескаются
Важной характеристикой бетона является его морозоустойчивость. Этот материал при насыщении водой может выдерживать многократные перепады температур без каких-либо последствий
Процент снижения прочности минимальный.
Тем не менее у бетона есть один весомый недостаток. Его сопротивление растяжению крайне мало. Поэтому в конструкцию добавляются армированные элементы. К примеру, стальная проволока или прутья.
Единая железобетонная конструкция обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением растяжению. К тому же технология создания данных изделий за последние 150 лет сильно изменилась и продолжает совершенствоваться каждый день.
Что такое армирование
Армирование позволяет создавать железобетонные конструкции на века.
Лучшим примером в данном контексте будет постройка прочного и долговечного пола. В процессе работы осуществляется стяжка на металлической основе. Бетонный пол бывает следующих видов:
- наливной;
- опирающийся на грунт или плиты;
- стяжка со слоем теплоизоляции;
- стяжка, базирующаяся на плитах перекрытия.
Кроме увеличения прочности железобетонной конструкции, армирование позволяет сократить затраты бетона. В процессе работы могут использоваться такие материалы, как:
- арматурный каркас,
- сетка из стекловолокна,
- сетка из катанки,
- сварная сетка с ячейками,
- сетка из полимеров,
- фиброволокно.
Широкий выбор даёт возможность подобрать оптимальный вариант для создания качественной и долговечной железобетонной конструкции.
Сфера применения
Для изготовления бетонных труб используется сверхпрочный бетон. В результате полученные детали способны проводить различные жидкости. Построенный из них трубопровод стоит относительно недорого, отличается большими сроками эксплуатации и не требует сложного ухода. Применяются ЖБ-трубы во многих сферах производства и в частных хозяйствах. Без бетонных труб трудно обойтись при:
- организации магистрального коллектора, отводящего промышленные стоки и нечистоты на производстве, в быту;
- сооружении ливневых стоков;
- обустройстве водоотведения под автодорогами;
- строительстве магистральных линий, транспортирующих жидкости на большие расстояния.
Технические характеристики
Характеристики сборного железобетона зависят от типа его составляющих – арматуры и бетона. В зависимости от назначения сооружения подбираются и разные материалы.
Материалы
В качества арматуры используются прутки, сетки, канаты и стержни из горячекатаной стали. Диаметр составляет диапазон от 15 до 90 мм:
- низколегированные марки – 25ГС, 15ГС2, 30Г2, используют для относительно легких сооружений;
- сверхпрочные – 30ГСХТ, 25ШЦГС, Ст50 применяют для плит, выдерживающих большие нагрузки.
Бетон также подбирается по назначению готового элемента:
- сверхтяжелый – с плотностью выше 2700 кг/куб м. Используется для блоков несущих конструкций – лестниц, свай, балок, фундамента;
- тяжелый – с плотностью от 1800 кг/куб м, используется при сооружении стен и перекрытий;
- легкий и сверхлегкий — с плотностью выше 600 кг/куб. м и ниже 600 кг/куб м, используется при сооружении легких или декоративных построек и архитектурных элементов.
Выделяют также специальные марки, например, морозостойкий бетон – F100–F800.
Рабочие характеристики плит
Рабочие характеристики плит – расчетное напряжение сжатия, предельный изгибающий момент, допустимое напряжение и так далее зависят от сочетания применяемых бетонов и арматуры, а также условий производства: блоки напряженного бетона по прочности и стойкости к сжатию превосходят все остальные варианты. Плиты, используемые для сооружения всех элементов конструкционной схемы, разделяют на 5 групп.
- Сплошные однослойные с толщиной в 12 см.
- Сплошные с толщиной в 16 см.
- Плиты с круглыми пустотами диаметром в 16 см.
- Плиты с пустотами, диаметр которых составляет 14 см.
- Многопустотные изделия толщиной в 22 см и шириной в 1 м. Такие плиты отличаются лучшими теплоизоляционными свойствами и меньше весят.
- Выделяют также П-образные или ребристые плиты. Они используются для перекрытий и обладают почти такой же прочностью, как сплошные, но более удобны при прокладке коммуникаций или устройстве плавающих полов.
Сплошные и плиты с меньшими пустотами применяют при повышенных нагрузках, поэтому для их изготовления используют только тяжелые бетоны. Для легких и декоративных конструкций используют многопустотные или сплошные плиты с меньшей толщиной.
Стоит отметить, что плиты являются элементами сборно-монолитного и сборного строительства. Однако в документации они также именуются монолитными конструкциями.
С линейными и блочными элементами в малом строительстве сталкиваются реже, за исключением колонн, ригелей и свай для фундамента. Эти элементы изготавливаются из тяжелого и сверхтяжелого бетона, так как должны выдерживать вес постройки.
-
Юг макрорайон больших перемен сша кратко
-
Белорусские земли в составе речи посполитой кратко
-
Природные зоны украины кратко
-
Книги о ребятах и их делах кратко
- Том чатфилд критическое мышление кратко
Монолитный и сборный железобетон
При своем зарождении в промышленном строительстве железобетон применялся только в виде монолитных конструкций, т. е. таких, которые полностью возводятся на том месте и в том положении, как это предусмотрено проектом здания или сооружения.
Процесс возведения монолитных конструкций:
- а) заготовка и установка лесов и укрепляемых на них форм, предназначенных для заливки в них бетонной смеси; такие формы, называемые опалубкой, обычно делают из досок;
- б) заготовка и установка арматурных каркасов;
- в) приготовление и укладка в опалубку бетонной смеси;
- г) уход за бетоном в процессе его твердения, имеющий целью обеспечить нормальный температурно-влажностный режим твердения бетона;
- д) распалубка, т. е. освобождение отвердевшего бетона от форм после достижения им необходимой прочности.
Большое число отдельных операций, выполнение которых возможно только в последовательном порядке, делает процесс возведения монолитных конструкций весьма длительным, сдерживающим общие темпы строительства, а в зимнее время — требующим дополнительных затрат для обеспечения нормальных условий твердения бетона.
Однако и до настоящего времени некоторые железобетонные промышленные сооружения, например, отличающиеся большой высотой при ограниченных размерах в плане (дымовые трубы, угольные башни коксохимических заводов, силосы для хранения сыпучих материалов, башенные копры каменноугольных шахт), строят монолитными — с применением подвижной (скользящей) или переставной опалубки.
В первом случае пояс опалубки высотой 1 —1,5 м без разборки, медленно (периодически) поднимается вверх, при этом все нагрузки (кроме веса бетона) посредством выступающих вверх стальных стержней передаются на нижнюю, ранее, забетонированную часть самого сооружения.
Во втором случае пояс опалубки периодически разбирается и в строго организованном порядке собирается на новом, выше расположенном уровне, при этом все нагрузки (кроме веса бетона) передаются на специальную решетчатую башню.
Сборный железобетон это, в отличие от монолитного, такой бетон, в котором отдельные элементы (колонны, балки, плиты и др.) изготовляются вне места их будущего существования, чаще всего — на заводе. При этом железобетонные элементы называются сборными независимо от того, изготовляются они целиком или из отдельных частей.
Таким образом, например, фундамент под колонну, забетонированный на месте, называется монолитным, а такой же точно фундамент, целиком изготовленный в стороне и потом установленный на место краном, называется сборным, хотя он сам по себе и представляет единый цельный монолит.
Отдельные элементы сборного железобетона соединяют между собой двумя основными способами:
а) из соединяемых сборных элементов выпускают арматуру и стык на монтаже заливают бетонной смесью, после отвердения бетона в стыке конструкция приобретает свойства монолитной;
б) при изготовлении сборных элементов в них предусматривают закладные стальные детали, выступающие на поверхность элемента, но надежно закрепленные в бетоне приваренными к ним анкерами. Соединение сборных элементов достигается в этом случае сваркой закладных деталей. Такие стыки тоже заливают бетоном, однако в основном для защиты от коррозии.
Существуют также сборно-монолитные железобетонные конструкции. Часть сборно-монолитного элемента (например, нижняя часть балки) изготовляется как сборная, а остальной объем бетонируется на месте.