Графические диктанты по клеточкам
Кошка
Инструкция: От стартовой точки вперед вправо шаг, шаг вниз, 2 шага вправо, шаг вверх, шаг вправо, 2 шага вниз, 5 шагов вправо, 2 шага вверх, шаг влево, шаг вверх, 2 шага вправо, 9 шагов вниз, шаг влево, 2 шага вверх, шаг влево, 2 шага вниз, шаг влево, 3 шага вверх, 3 шага влево, 3 шага вниз, шаг влево, 2 шага вверх, шаг влево, 2 шага вниз, шаг влево, 4 шага вверх, шаг влево, 4 шага вверх. Окончание линии в стартовой точке.
Корабль
Инструкция: начало в стартовой точке. Вправо 2 шага, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг вправо, наш вниз, шаг вправо, шаг вниз, шаг вправо, 2 шага вниз, 2 шага влево, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, 3 шага вправо, наш вверх, шаг вправо, 2 шага вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, 5 шагов влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, 2 шага вверх, шаг вправо, шаг вниз, 3 шага вправо, 8 шагов вверх до стартовой точки.
Танк
Инструкция: от стартовой точки3 шага вправо, шаг вверх, шаг вправо, шаг вниз, шаг вправо, 2 шага вниз, шаг влево, шаг вниз, 5 шагов вправо, 2 шага вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, 8 шагов влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг вправо, шаг вверх, 2 шага вправо, шаг вверх, 4 шага влево, шаг вверх, 4 шага вправо, шаг вверх, до стартовой точки.
Зайчик
Инструкция: от стартовой точки шаг вправо, 3 шага вниз, 2 шага вправо, 2 шага вниз, шаг влево, 2 шага вниз, 3 шага вправо, 3 шага вниз, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, 2 шага вниз, шаг вправо, 2 шага вниз, шаг вправо, шаг вниз, 6 шагов влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг вправо, 12 шагов вверх до стартовой точки.
Графические диктанты могут стать одной из любимых забав пытливого дошкольника. Между тем развитие внимания, графической памяти, ориентирования в пространстве, умении владеть карандашом пригодятся ребенку в начальных классах. Графические диктанты – это хорошая подготовка ребенка к школьным заданиям
Главное, что важно помнить родителям и педагогам – не перетруждать ребенка, не выводить его за рамки интереса и желания познавать и узнавать. Занятия должны иметь мотивацию. И конечно, сложные задания должны появляться только тогда, когда ребенок усвоит понятия и научится основным навыкам графического письма
Все должно постигаться постепенно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка
И конечно, сложные задания должны появляться только тогда, когда ребенок усвоит понятия и научится основным навыкам графического письма. Все должно постигаться постепенно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Наталья Белокопытова.
Правила и особенности проведения занятий
Ребенок, приступающий к выполнению упражнения, должен обладать следующими навыками:
- Свободно перемещайтесь по листу, различайте термины «право — лево», «вверх — вниз».
- Иметь навыки счета до 10 или уметь считать до числа, указывающего максимальное количество клеток при выполнении задания.
- Уверенно держа карандаш, проведите прямую линию во все стороны.
Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. В таблице должно быть указано:
- простой карандаш и ластик;
- блокнот в большой клетке;
- образец рисунка, если ребенок выполняет задание самостоятельно.
Вы должны рисовать на чистом листе бумаги. Точку отсчета, с которой должен продолжать движение малыш, должен установить взрослый. Необходимо объяснить ребенку, что цифры в упражнении обозначают количество клеток, на которое он должен передвинуть линию.
Если в задании указаны стрелки, скажите им, что они указывают направление движения
Обратите внимание малыша, что некоторые из них наклонены, а это значит, что нужно провести линию от одного угла клетки к другому. Нарисуйте действие визуально
Вот правила, которым вы должны следовать:
- Каждый шаг должен быть продиктован четко, громко и отчетливо.
- Переходите к другому пункту, нужно убедиться, что малыш выполнил предыдущий.
- Если нужно, помогите, спросите, все ли готово.
- Выбирайте графический диктант в виде стихотворения или повышайте интерес, разгадывая загадки, скороговорки.
- Организуйте физические занятия.
Если занятие проводится в групповой форме, не рекомендуется повторять шаги несколько раз: дети могут запутаться. Если кто-то из детей отстает, предложите ему подождать, пока остальные выполнят упражнение.
Как выполнять задание
- Распечатайте предложенные графические диктанты для детей на листах формата А4 или А5.
- На каждом листе есть красная точка — с этого места начнется графический диктант.
- Объясните ребенку, что 1 шаг — это одна клетка. 2 шага — 2 клетки, и так далее. Каждый шаг происходит от одного уголка клетки до следующего в заданном направлении.
- Требуется разъяснить понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и «по диагонали».
- Выполнять графический диктант можно непосредственно под диктовку, либо самостоятельно по стрелочкам в верхней части каждого листа.
- Требуется большая сосредоточенность и внимательность, так как даже 1 ошибка приведет к тому, что рисунок не получится. При использовании на занятиях дома с мамой рекомендуется мамин контроль.
Элементы для графического диктанта
Для начала обязательно попробуйте сделать с малышами несколько очень простых упражнений, чтобы они уловили суть игры.
Буквы
Отправная точка для небольших фигурок, таких как буквы, может быть любой, но не ближе, чем две клетки от верхней части тетрадки.
С (2 ←, 2 ↓, 2 →)
Квадратик
Для маленького квадратика начальная точка также не имеет особого значения. Конечно, ставить квадратик сильно близко к верхнему краю тетрадки не стоит.
Заяц
Слон
Кораблик
Получившийся домик можно дополнить с ребенком окошком и дверкой.
Дом
Утка
Собака
Медведь
Журавль
Для того, чтобы начать рисовать эту птичку вам нужно отступить три клетки слева и три клетки сверху и поставить начальную точку.
Журавль
Елочка
Елка
Мы подобрали для вас самые интересные идеи графических диктантов для деток дошкольного возраста. В интернете вы найдете еще много интересных диктантов. А если вдруг случится так, что животного, растения или предмета, которые любит ваш малыш среди них нет – вы с легкостью сможете придумать диктант для него вместе с вашим малышом.
Сделать это можно в несколько этапов:
Сделайте набросок изображения на листочке в клеточку.
Обведите рисунок по клеточкам, максимально близким к линиям наброска.
Вытрите линию наброска ластиком и определите отправную точку вашего рисунка.
От отправной точки рисунка описывайте рисунок, принимая во внимание описания рисунков, которые вы видели выше.
Также специалисты рекомендуют обсудить с ребенком результат диктанта – поговорить о получившемся животном или предмете, том, как получился рисунок. Возможно, вместе дорисовать детали – глаза, фары, окна или двери.
Графические рисунки для детей 5-6 лет
На этапе подготовки к занятиям необходимо объяснить детям смысл задания и показать, как рисовать по клеточкам. Дошкольникам уже знакомы геометрические формы и основные цвета, а так же их оттенки.
Занятие рекомендуется провести в игровой форме, так дети лучше усваивают важную информацию. В случае неудачи ребенка необходимо подбодрить и немного помочь ему в выполнении работы.
Простые графические диктанты для дошкольников
Если ваш ребенок сталкивается с графическим диктантом впервые, перед занятием необходимо пройти с ним обучение и дать для начала более легкие упражнения
Обратите его внимание на руку, которой он пишет или ест, она называется правая, а другая рука называется левой. Соответственно, есть левая сторона и правая. Объясните, что такое низ, а что верх, если ребенок еще этого не знает
Далее, необходим показать образец рисунка и попросить повторить его по клеточкам. Взрослый диктует — сколько клеточек и в каком направлении двигаться
Объясните, что такое низ, а что верх, если ребенок еще этого не знает. Далее, необходим показать образец рисунка и попросить повторить его по клеточкам. Взрослый диктует — сколько клеточек и в каком направлении двигаться.
Так как, восприятие идет на слух, говорить нужно громко и четко. Когда рисунок будет готов, проверьте, на сколько рисунок совпадает с заданием. Для удобства можно поставить точку, от которой необходимо начать рисунок.
Змейка
Собачка
Робот
Цветок
Кораблик
Слоник
Уточка
Кофейник
Лопата
Груша
Графический диктант животные для дошкольников
Все животные имеют интерпретацию схематичную — с тем, что получилось в итоге и, как оно выглядит в реальности
Важно соблюдать последовательность — не перепрыгивать через клетки
Кенгуру
Медведь
Петух
Заяц
Собака
Лев
Олень
Бегемот
Кошка
Слон
Графическое изображение «Слоник»
- Отметить начальную точку в верхнем левом углу.
- От нее отсчитать вправо 4 клетки, затем на 1 спуститься вниз и вправо пройти еще 5.
- После этого на 8 шагов вниз, влево 3, вверх 3,влево 1, 3 шага вниз и 3 клеточки влево.
- Затем 4 шага вверх, 1 клеточку влево, 2 шага вниз, 1 шаг влево, 1 клетку вниз и снова на 1 влево.
- Остается нарисовать хобот. Для этого отсчитывают 2 клетки вверх, 1 шаг направо и 6 вверх.
Графическое изображение «Золотой ключик»
- От начальной точки надо пройти вправо на 8 клеток.
- Затем выполняют 2 шага вверх, вправо 4, вниз 5, влево 4, вверх 2.
- После этого отсчитывают влево 4 клетки, затем спускаются на 4 вниз.
- Затем проходят влево 1, 1 шаг вверх, влево 1, спускаются на 1, шаг влево.
- В завершение вверх 3 клетки, шаг на 1 влево, на 1 клетку вверх.
Математический диктант для дошкольников 4 лет
В этом возрасте первые задания должны быть легкими. Сначала с малышом можно выполнять задание одновременно, чтобы показать как нужно двигаться. На этом этапе подойдут геометрические фигуры не сложных форм — квадрат, прямоугольник, простой узор. Научиться двигаться по диагонали помогут фигуры — трапеция, треугольник, ромб.
Узор №1
Узор №2
Узор №3
Птица
Крокодил
Елка
Рыба
Лист
Утка
Математический диктант для дошкольников 5 6 лет
Начиная с 5-ти лет можно давать детям задания без зрительного образа под диктовку. Для удобства ребенка, поставьте на листе точку, от которой будет начинаться рисунок.
Чтобы ослик получился, необходимо сначала отступить слева 32 клеточки, а сверху — 2. В этом месте поставить точку и начинать.
Чтобы получилась кенгуру, нужно отступить слева 2 клеточки, сверху -5 и поставить точку.
Математический диктант для дошкольников 6 7 лет
В этом возрасте ребенок способен справиться с более сложными заданиями.Схему движения по клеточкам можно не показывать, а произносить вслух последовательность.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Этапы проведения занятий
Стоит отметить, что практически все диктанты дополняются расслабляющими играми, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой для отдыха.
В процессе занятий дети вырабатывают чёткую речь, развивают мелку моторику рук и отрабатывают концентрацию внимания на тех вещах, которые требуют повышенной вдумчивости – особенности предметов, пополнение словарного запаса (загадки для получившихся рисунков).
Задания построены так, чтобы ребёнок смог решать примеры «от простого к сложному». По принципу графического метода дети быстрее и легче запоминают последовательность цифр, развивают ориентацию в направлении движения.
Прежде чем проводить графический диктант, учитель объясняет суть задания
Для проведения занятий нужно:
- Основной этап заключается в разговоре учителя с детьми. Нужно объяснить задачу, правила и особенности игры.
- Учитель просит оставить на парте только тетрадь в клетку, карандаш и ластик на случай, если ребёнок сбился или не успел закончить шаг.
Детям дошкольного возраста выдают тетради в клетку до 0,8 мм (крупная), чтобы было удобно сконцентрироваться на движении пальцев. Мелкие клетки слишком «сложны» для обводки и рисунков, поэтому малышам 5-6 лет нужно обеспечить комфорт самого процесса.
Ниже представлен пример графического диктанта для ребёнка 4-5 лет:
Этапы | Шаг 1 | Шаг 2 | Шаг 3 | Шаг 4 | Шаг 5 | Шаг 6 | Шаг 7 | Шаг 8 |
Блок 1 | Вправо 1 | Вверх 3 | Вправо 2 | Вверх 1 | Вправо 1 | Вниз 3 | Вправо 6 | Вверх 1 |
Блок 2 | Вправо 1 | Вверх 1 | Вправо 1 | Вниз 2 | Влево 1 | Вниз 4 | Влево 1 | Вниз 2 |
Блок 3 | Влево 3 | Вверх 1 | Вправо 1 | Вверх 1 | Влево 2 | Вниз 1 | Влево 1 | Вниз 1 |
Блок 4 | Влево 2 | Вверх 1 | Вправо 1 | Вверх 2 | Влево 1 | Верх 1 | Влево 3 | Вверх 1 |
В итоге должна получиться картинка собаки:
Продолжительность диктанта составляет не более 10 мин. для детей дошкольного возраста 4-5 лет. Для малышей 6-7 лет диктант длится 20 мин., так как задания сложнее, как правило. А в школе детям дают подобные занятия длинной в целый урок. При этом прерывать игру нельзя.
Если среди детей есть левши, стоит объяснить, что лево и право находятся в тех же сторонах, где обычно. Для некоторых малышей есть подсказка – можно ставить точки после отсчёта клеток.
Перед началом занятий нужно сделать пальчиковую гимнастику и параллельно объяснять детям следующие моменты:
Каждое животное имеет схематическую интерпретацию – схожесть с реальностью и тем, что будет в итоге на листе.
Фотографии могут отличаться друг от друга, как и цвета шерсти, размеры клювов
А схема фигуры – всегда одинаковая.
В графическом диктанте важно соблюдать порядок клеток – нельзя перепрыгивать через 1, сбиваться или дорисовывать «от себя», если кто-то что-то не успел сделать.. В графическом диктанте важно соблюдать порядок клетокСхематические рисунки имеются отличительные черты:. В графическом диктанте важно соблюдать порядок клетокСхематические рисунки имеются отличительные черты:
В графическом диктанте важно соблюдать порядок клетокСхематические рисунки имеются отличительные черты:
- зайцы имеют длинные уши;
- слон – большие круглые уши;
- страус обладает длинной шеей.
При этом формы круга или овала отображаются схематически с учётом квадратных клеток. В качестве примера можно привести мозаику, которая также показывает формообразование по некруглым очертаниям отверстий.
Что такое графический диктант
Уникальные поучительные задачки, в которых требуется воспроизводить картинки по клеткам, пришлись по душе малышам. Для этого не обязательны значительные знания и большое умственное усилие. К таким рабочим методикам имеет отношение и графический диктант по клеточкам для дошкольников. Все это воспринимается как развлечение, в течении которого дети изображают отрезки на бумажном листочке и в итоге выходит изображение задуманного образа.
Все очень просто. Необходимо лишь сосредоточено прислушиваться к словам преподавателя и чертить карандашом отрезки в нужные стороны под диктовку. Разрабатывая активность пальцев, дети обучаются счету, ориентации на месте, умению давать себе оценку и восхищаться достижениями друзей. Если ребенок не внимательно будет слушать руководство учителя, то иллюстрация не сформируется.
Малыши понимают значимость нацеленности на занятие, внимательности и ответственности во время последующего учебного процесса. Для таких читок употребляют несложные иллюстрации, такие как: избушка, кошка, машинка или ракета. Они должны быть привычны для ребенка и не занимать слишком много времени для выполнения.
Интересно! Как сделать оригами самолет, который далеко летает
Польза математических диктантов
Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради Шевелёва развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы:
координация движений;
внимание;
память;
усидчивость;
воображение;
словарный запас;
мелкая моторика;
орфографическая зоркость.
Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.
Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.
Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.
Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу.
Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим.
Рекомендации к занятиям
Иногда во время занятий с ребенком могут возникать различные трудности. Чтобы этого не произошло, лучше не забывать несколько советов от опытных педагогов.
- Перед первым занятием нужно объяснить ребенку суть игры. Лучше всего показать на простом примере. Объясните, для чего проводится урок. Мотивировать за успешное завершение спины.
- Учитель должен давать пошаговые инструкции, отмечая, есть ли у ребенка время. На все вопросы следует отвечать сразу, не откладывая до конца урока. Инструкцию лучше несколько раз не повторять, чтобы не запутать дошкольников.
- Необходимо внимательно следить за правильной осанкой и положением рук малыша. Исправьте, если ребенок наклонился или неправильно держит карандаш.
- На занятиях желательно обеспечить спокойную обстановку и тишину. Это поможет ребенку сконцентрироваться и лучше понять указания учителя.
- Обеспечьте хорошее освещение во время занятий. Это значительно облегчит выполнение задач и поможет сохранить хорошее зрение.
- Сложность заданий следует увеличивать постепенно. Не стоит сразу давать сложные рисунки с множеством деталей, и наоборот, слишком простое задание покажется ребенку скучным.
- Не нужно ругать ребенка за ошибки. Помните, что ваш ребенок только учится.
- Всегда отмечайте успехи вашего ребенка. Это поможет ему обрести уверенность.
- Необходимо контролировать время занятий, чтобы не переутомлять ребенка. Делайте небольшие перерывы через равные промежутки времени, чтобы разогреться.
Что такое графический диктант
Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.
Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.
Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится
Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе
Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.
Правила выполнения
Графические диктанты, во время которых нужно нарисовать геометрический орнамент, лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:
- Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
- Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
- Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
- Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
- Учитель диктует условия работы поэтапно.
На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.
Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.
-
После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников.
Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения и хорошо выполненное задание.
Способы выполнения
Методик проведения диктантов несколько:
- Слуховой.
Ребеночек чертит график, картинку под диктовку. Педагог дает устную инструкцию о том, сколько клеток и в каком направлении нужно вести линию. После окончания работы сверьте полученный результат с образцом.
Эта технология развивает внимание, концентрацию мозга при выполнении сложных заданий, сосредоточенность малыша
- Рисование по образцу.
Распечатайте готовый шаблон. Положите на стол перед ребенком. Пусть копирует в свою тетрадь
Важно смотреть внимательно за направлением линии, считать клетки. Заинтересуйте малыша фигурами, схемами
Девочка с удовольствием скопирует небольшой узор, цветы; мальчик – геометрические фигуры, машины, животных. Для 4–5-летних дошкольников выбирайте простой образец с примерно одинаковыми черточками, для шестилеток более сложный, где есть диагональные линии, длинные и короткие.
Технология предполагает развитие зрительного внимания, его устойчивости, усидчивости.
- Рисуем симметрию.
Заготовка представляет собой неоконченный рисунок, выполненный с одной стороны. Детсадовцу нужно дорисовывать половину картинки самостоятельно, соблюдая симметрию.
Методика развивает пространственную ориентацию, мышление.
Советы и рекомендации по выполнению графического диктанта
Не ругайте ребенка, если рисунок не получается. Пожалуйста, помогите мне спокойно, скажите, где ошибка. Одни дошкольники хорошо воспринимают новую информацию, а другие постоянно путают лево и право.
Не торопитесь во время устного диктанта, следите за тем, чтобы у ребенка было время.
Делайте перерыв между уроками, каждые 5-10 минут письма
Сделайте гимнастику для глаз и пальчиков, дайте ребенку поиграть на улице, а потом приступайте к написанию графического диктанта.
Обратите внимание на правильную посадку за столом, освещение и правильную расстановку пальцев.
Получив результат, порадуйтесь вместе с ребенком, похвалите за старание, поблагодарите за труд.
Правила выполнения
Графические диктанты лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:
- Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
- Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
- Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
- Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
- Учитель диктует условия работы поэтапно.
На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.
Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.
- После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников. Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения.
Пропуск даже одного шага или неверное начертание испортят готовый результат. Временные рамки устанавливайте постепенно, ускоряя процесс на пару секунд от урока к уроку.
Польза математических диктантов
Такие математические диктанты приносят значительную пользу. Это эффективная технология для распознавания показателя развития и обучений по школьной подготовленности в детском саду, в домашних условиях. В детсаду преподаватели пользуются пособиями авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. А К.В. Шевелев подготовил целый цикл пошаговых уроков с дошкольниками и учениками младших классов. Его тетрадки специального назначения вырабатывают такие способности и мастерство у деток из подготовительной детсадовской группы: согласованности движений; сфокусированности; памяти; усердия; фантазии; лексикона и умения обеспечивающие грамотное написание слов.
Вместе со всеми этими навыками малыш поднимает свою самооценку. Он понимает обязательность уяснения указаний под диктовку, выполняет работу отчетливо и за короткое время, не отклоняясь от цели. Также при этом значительно расширяется кругозор. Графический диктант для 5 лет по клеточкам подойдет для всех деток этого возраста. Выбирать иллюстрации следует согласно возрастной категории и показателю развития ребенка в первое время. Затем можно изображать иллюстрации, которые непривычны детям дошкольного возраста.
Используйте графический диктант по клеточкам (животные). После написания данного задания на бумажном листе, познакомьте ребенка с историей об изображенном животном, о месте его проживания и продемонстрируйте фото. Цифровые упражнения под диктовку прекрасно настраивает дошкольников на школьные занятия, готовят их к самоорганизации и ориентировке на новом месте. Что внесет свои коррективы в овладении школьной программой и знакомством с малоизвестной группой людей и преподавателем. Способность пользоваться карандашом, исполнять устные распоряжения, разгадывать описание и чертить — это прекрасная основа для подтягивания первоклашек.
Плюсы и минусы методики развития для детей
Математический диктант по клеточкам, как и другие методики развития детей, имеет не только ряд существенных преимуществ, но и недостатки. Изучение минусов таких занятий поможет своевременно предотвратить потерю интереса у ребенка к учебе, а также минимизирует негативное влияние графического обучения на его здоровье.
Среди очевидных преимуществ математических диктантов по клеткам отмечают:
Тренировка мелкой моторики рук ребенка. Развитая моторика способствует правильному физическому развитию подрастающего человека, расширению словарного запаса, а также более быстрому приобретению навыков бытовой жизни, например, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и так далее.
Обучение ребенка навыку концентрирования внимания на одном конкретном задании
В силу возрастных особенностей психики детям дошкольного и младшего школьного возраста трудно сосредотачивать внимание на чем-то одном. Это мешает им не только качественно справляться с заданиями при обучении, но и перегружает нервную систему, находящуюся еще только на стадии формирования.
Задействование связи фонетического восприятия информации (на слух) с визуальным или графическим. Такое умение развивает мозг, создает новые нейронные связи, положительно влияя на общее развитие и эрудированность маленького человека.
Закрепление изученного материала, связанного с обозначением сторон (понятия «право» и «лево»).
Тренировка абстрактного мышления и развитие воображения
Чтобы сделать занятие интереснее, детские психологи рекомендуют после получения итогового изображения, предложить ученикам раскрасить его и придумать свою историю, связанную с картинкой.
Такое умение развивает мозг, создает новые нейронные связи, положительно влияя на общее развитие и эрудированность маленького человека.
Закрепление изученного материала, связанного с обозначением сторон (понятия «право» и «лево»).
Тренировка абстрактного мышления и развитие воображения. Чтобы сделать занятие интереснее, детские психологи рекомендуют после получения итогового изображения, предложить ученикам раскрасить его и придумать свою историю, связанную с картинкой.
К недостаткам рассматриваемой методики обучения относят:
- Риск перенапряжения глазных мышц. При регулярной перетренированности мускулы зрительных органов истончаются, из-за чего острота зрения резко снижается. Учитывая то, что ребенок не способен своевременно сообщить родителям об ухудшении в состоянии здоровья, проблемы с глазами зачастую диагностируются слишком поздно, когда восстановить зрение уже можно только с помощью медикаментов или хирургического вмешательства.
- Риск перегрузить нервную систему детей, не умеющих справляться с трудностями. Во время первых 2-3 математических диктантов ученики только будут знакомиться со спецификой заданий, допуская при этом большое количество ошибок. Осознавая, что результат их труда не соответствует ожиданиям, дети могут разозлиться и отказаться выполнять подобные задания в дальнейшем. Такое поведение наиболее характерно для маленьких людей – перфекционистов или тех, кто в конкретный период переживает возрастной кризис.
Как научить
Для проведения занятия необходимо хорошо подготовленное рабочее место. Стол должен иметь гладкую и ровную поверхность. Мебель должна соответствовать росту малыша. На стуле ребенок должен сидеть прямо и ровно. Необходимо хорошее правильное освещение.
Подготовьте листы с графическими диктантами. На первых порах необходимо, чтобы кроха имел перед глазами образец выполненного задания. Также перед малышом должны лежать простой карандаш и ластик. Он необходим для удаления неправильно начерченных линий и возможности продолжить выполнение графического диктанта. Также, когда вы только начинаете учить ребенка выполнять такие задания, взрослому следует делать это вместе с ним на своем листочке и поправлять ребенка, показывая и объясняя на своем образце.
Приступайте к обучению. Для этого обозначьте на листе малыша точку отсчета или объясните ему, как он может это сделать самостоятельно. Расскажите ему о том, что именно с этой точки необходимо начинать движение в заданном направлении и отсчитывать то количество клеток, которое вы называете.
Теперь начинайте диктовку. У себя на листе с заданием ставьте отметку в том месте, где вы закончили. Это поможет не запутаться вам самим и не запутать ребенка.
Следите за тем, как кроха выполняет отсчет. Подсказывайте ему направление движения, если он еще путается в понятиях «право-лево». Если он допускает ошибки при отсчитывании необходимого количества клеток, то первое время делайте это вместе с ним.
Простые черно-белые картинки
Срисовки по клеточкам хорошо развивают моторику и глазомер у маленьких детей. Легкие рисунки создают по схеме, которую точно повторяют на листочке. Такие задания выполняют от простых к чуть более сложным. Если родители впервые начинают заниматься с детьми, то лучше всего использовать такие легкие и простые черно-белые картинки:
Цветок
Эти несложные задания могут надолго занять малыша. После того как рисунок будет готов, его можно раскрасить.
Дорисуй котика
Можно распечатывать готовые шаблоны, которые кладут на столе перед учениками. Узоры по клеточкам и другие легкие рисунки дети копируют в своих тетрадках. Учитель следит за тем, как ребенок направляет линии, считает по клеточкам легкие схемы. Дошкольников можно заинтересовать фигурками. Перед зимними праздниками им понравятся новогодние картинки.
Девочки будут делать срисовки по клеточкам в виде узоров, цветочков, а мальчики – ромбиков, машинок, зверей. Для четырехлетних воспитатели выбирают простые образцы, например, цифры по клеточкам. Они должны быть с примерно одинаковыми линиями. Шестилетним под силу делать рисунки по клеточкам в тетради, но более сложные. Они состоят из диагональных, длинных и коротких линий. Такие картинки, созданные по клеточкам, развивают разные полезные навыки.
Сложные фигуры
Преподаватели или родители могут усложнить рисунки ручкой в тетради. Это можно сделать, когда дети научились делать легкие рисунки. Для их создания подойдут и карандаши. При симметричной (зеркальной) рисовке одна часть изображения есть на листочке. Остальное должны повторить ученики. Если подставить зеркальце в центре, то можно увидеть, как будет выглядеть фигура полностью. Такие схемы понравится детям, так как они смогут рассмотреть картинку, а потом сверить, насколько правильно выполнена работа. Поэтому без помощи взрослых можно делать рисунки по клеточкам в тетради, которые подойдут для мальчиков и девочек.
Они могут срисовывать изображения, где линии расположены наискось. Красивые рисунки по клеточкам могут делать дошкольники постарше, у которых достаточно развит глазомер. Когда у детей будет все получаться, им предлагают придумать фигуры и узоры. Выполнять такие задания будет интересно и детям, и родителям. Это занятие может стать совместным и спасет от тоски в дороге или когда понадобится чем-то занять ребенка. А школьники могут составлять схемы для вышивки крестиком.
Эффект и польза от графического диктанта
Этот тип процесса обучения способствует нескольким направлениям развития малыша:
Обостряет внимание;
Улучшает восприятие не только зрительно, но и аудиально;
Улучшает память
Эффект от методики следующий:
Развито пространственное и абстрактное мышление.
Происходит знакомство с разными видами линий: вертикальными, горизонтальными, параллельными.
Формируются графомоторные навыки.
Закрепление умения считать.
повышенное внимание и концентрация.
Это стимул закончить начатое.
Дополнительным положительным моментом является то, что его рука становится увереннее в написании букв и знаков.
У ребенка в раннем возрасте:
- Формируется правильное мышление;
- Разработана соответствующая координация;
- Заметно улучшается моторика пальцев.
Рекомендации педагогов
Чтобы увлечь малыша графическим диктантом, создайте уютную, доброжелательную атмосферу. Ни в коем случае не ругайтесь, не повышайте голос, даже если у ребенка не очень получается. За успехи хвалите. Диктовать условия нужно медленно, четко, чтобы малыш смог воспринять задание. Переход к следующему пункту можно делать, только убедившись в выполнении ребенком предыдущего. Если малыш «застрял», спросите: все ли понятно, помогите.
При проведении занятия в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: дети могут запутаться. Если один из малышей отстал, предложите ему подождать, пока остальные не выполнят упражнение.
Чтобы дети не уставали, диктанты не должны быть длительными. По государственным образовательным стандартам достаточно:
- для дошколят 15–25 минут;
- для младших школьников – 30–40 минут.
Минимум каждые 10 минут нужно устраивать перерыв – делать упражнения для глаз, пальцев, общую физкультминутку. Устраивайте перерывы каждые 5–10 минут занятий. Проводите мероприятия в комнате с хорошим освещением. Педагогу нужно отслеживать, чтобы дети правильно держали карандаш, не сутулились.
После занятия проанализируйте работы вместе с детьми, аккуратно подправьте их, убрав стиральной резинкой неверные линии.
Графический диктант – отличный способ подготовки к старшей школе: ребенку будет проще изучать алгебру, геометрию, информатику, черчение. Но такие занятия еще и схожи с веселой игрой, могут стать интересным и полезным вариантом семейного досуга.