Регулировка межкомнатных дверей как завершающий этап установки
Итак, процесс монтажа межкомнатной двери подходит к завершению. Коробка установлена в проем, а к ней подвешена створка. На этом этапе, до запенивания зазора между проемом в стене и брусьями коробки, необходимо произвести регулировку двери. Сначала проводят первичный осмотр на открытие-закрыти е двери, равномерность расстояния между створкой и коробкой. Причин тому, что размер зазора неодинаков, может быть несколько.
Зазор может быть настолько неровным, что дверь будет задевать косяк сверху или снизу.
Если во время осмотра не выявлено нарушений, то приступают к более тщательной проверке, в процессе которой могут быть обнаружены несколько основных неисправностей. Рассмотрим каждую из них, причины и способы их устранения отдельно.
Невозможно закрыть дверь
Это наиболее часто встречающаяся проблема. Причин, которые препятствуют нормальному закрытию межкомнатной двери, несколько.
В основном это происходит в связи с перекосом дверной коробки
, что связано с ее неправильной установкой, в процессе которой недостаточным образом скрепили между собой брусья или не соблюли правильные пропорции при соединении горизонтального и вертикальных брусьев.
Выявить наличие перекоса коробки можно при помощи уровня или отвеса. Если дело действительно в коробке, то ее необходимо будет снять. Нужно проверить, ровный ли срез стыков брусьев, соединить их друг с другом заново, строго соблюдая угол в 90 градусов. Все места стыков закрепить минимум двумя шурупами. В итоге у вас должна получиться ровная буква П с прочно соединенными углами.
Они могут быть либо недостаточно утопленными в сравнении с поверхностью коробки или полотна.
В некоторых случаях заглубить петлю можно подкрутив саморезы в ней, но это срабатывает далеко не всегда. Если не помогло, то придется открутить петли и заглубить место крепления при помощи стамески или шлифовки.
Заглубление петельных пазов шлифовкой
Петли также могут быть неправильно установлены в горизонтальной плоскости: глубоко удалены от лицевой части полотна. Тогда их необходимо будет снять и переместить ближе к фасаду створки.
Дверь застревает в проеме
Это означает, что дверь закрывается без проблем, но открыть ее непросто. У этой проблемы есть две основные причины.
Во-первых, недостаточно затянуты крепежи брусьев коробки
. Тут все просто: нужно затянуть саморезы, которые крепят притворный брус в проеме.
Во-вторых, для петель могут быть подготовлены чрезмерно глубокие пазы
. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо снять дверь, снять петли и подложить под их створки картон.
Неплотно закрытая дверь самостоятельно открывается или закрывается
Это происходит тогда, когда дверная коробка установлена не строго вертикально. Если завален ее верх в сторону, куда распахивается створка, то дверь открывается. Когда верх коробки завален в обратном направлении, дверь закрывается. Исправить это можно, выровняв коробку, особенно петельный брус. Можно в качестве ориентира использовать отвес, но предпочтительнее длинный уровень. Допускается применение и короткого уровня, для этого стоит привязать его, например, к правилу. Выровняв коробку, закрепите ее к проему.
Помимо проблем с коробкой, петлями или дверным полотном, могут быть выявлены неточности в монтаже запирающих механизмов.
Практическое производство регулировки дверных петель
Любая работа требует подготовки. Не является исключением и регулировка дверных навесов.
Подготовка двери и петель к регулировке
Приступая к регулировке самостоятельно нужно:
- выяснить причину неполадки;
- определить порядок выполнения работ;
- подобрать необходимые инструменты и вспомогательные средства;
- подготовить проблемные элементы к предстоящей настройке. При необходимости снять дверь, чтобы обеспечить доступ к петлям и ее конструктивным элементам.
Инструменты, необходимые для регулировки
Регулировка петель межкомнатных дверей, входных и балконных невозможна без набора инструментов и дополнительного инвентаря.
Потребуются:
- шестигранник c диaмeтpoм головки oт 2,5 дo 12 мм. Это основной инструмент для регулирования навесов у пластиковых дверей, со скрытыми петлями, с доводчиком;
- отвертки: крестообразная и шлицевая (можно использовать шуруповерт с соответствующими битами);
- гаечный ключ на 17;
- пассатижи;
- металлический стержень;
- линейка или рулетка для точных замеров;
- строительный карандаш;
- строительный уровень;
- отвес (оба перечисленных инструмента может заменить лазерный уровень);
- стамеска;
- рубанок;
- молоток;
- пластиковые уголки (накладки);
- маслянистая жидкость для смазки трущихся частей навесов.
Последовательность действий при регулировке
Алгоритм регулировочных работ включает:
поиск проблемных мест
Для этого, во-первых, обращается внимание на положение открытой створки. Если она отклоняется влево или вправо, то необходима коррекция положения верхней или нижней петли соответственно
Во-вторых, проверяется ход двери. Если она закрывается с трудом, то в конструкции из алюминия или металлопластика скорее всего нужно регулировать центральную петлю. В остальных видах дверей проверяется состояние каждого навеса;
подбирается инструмент;
проводится подготовка дверей и навесов к настроечным работам;
петли регулируются;
проверяется качество выполненных работ. При необходимости навесы регулируются дополнительно.
Общие сведения о дверных петлях и их функции
Петля (навес) — это механическое устройство, удерживающее дверное полотно на весу при его открытии или закрытии. Относится к фурнитуре. Может крепиться к раме, стене, потолку или полу. Различаются между собой по конструкции, методу установки, направлению открывания, способу крепления, прочностными характеристиками, сферой применения, материалу изготовления.
Петли нужны для обеспечения:
- свободного хода створки в процессе эксплуатации;
- бесшумной работы двери;
- безопасного использования дверного прохода;
- надежного соединения дверного полотна с блоком;
- длительного использования с сохранением технико-эксплуатационных характеристик.
Что делать, если дверь провисла
Входная металлическая дверь отличается от других конструкций массой. Из-за высокого веса она деформируется, провисает и вызывает трудности во время эксплуатации. Как решить проблему, рассказано ниже.
Вариант первый: заменить петли
Серьёзный износ петель невозможно устранить частичным ремонтом. Потребуется полная замена таких элементов. Петли срезают болгаркой с абразивным диском
Важно, чтобы откосы двери и полотно были защищены от случайных ударов и механических повреждений. Срез необходимо зачистить до получения ровной стальной поверхности: для шлифовки лучше использовать дрель с щёткой
После шлифовки следует приварить к двери цилиндрические петли с подшипниками. Затем проверить качество прилегания элементов: при необходимости можно отрегулировать их при помощи молотка. Если всё хорошо, то остаётся обработать места прихватывания по всему периметру сваркой. Сварочные швы зачищаются и шлифуются. Последний этап — восстановление испорченного покрытия.
Вариант второй: заменить подшипники
Для этого необходимо демонтировать подшипники с каждого штыря. Новые элементы обрабатываются смазкой и устанавливаются на свои места. Дополнительно следует смазать швы между подшипниками и подвесами. Если детали не снимаются из-за сильной деформации, то рекомендуется удалить их стамеской или молотком. Главное, чтобы не пострадало декоративное покрытие.
Вариант третий: установить проставочные шайбы
Это простой способ для устранения проблемы с просадкой входной двери из металла. Необходимо определить степень провисания, измерить диаметр стержня и размеры петли для покупки соответствующих шайб. Толщина последних должна превышать на 0,5-1 мм показатели просадки полотна. Шайбы смазываются, монтируются под подшипники на стержни. Остаётся вернуть полотно на место, проверить его работоспособность.
Вариант четвёртый: отремонтировать и отрегулировать петли
Это актуально, если петли действительно можно отремонтировать. В остальных случаях лучше прочитать второй пункт. Работы по реставрации петель происходят следующим образом:
- следует снять дверь с петель;
- выполнить регулировку петель методом вращения винтов;
- оценить состояние петель;
- откорректировать стержни и пластины молотком, после каждого удара обязательно провести проверку их положения строительным уровнем;
- отремонтировать места разлома или трещины (если они появились в процессе ударов молотком);
- вернуть полотно на место и проверить его на функциональность.
Перед выбором варианта для устранения причины провисания двери необходимо тщательно осмотреть петли. Часто проблема кроется именно в них.
Как регулировать металлические двери с внутренними петлями
На первом месте по степени защиты от взлома стоят скрытые петли для металлических дверей. Цена их выше, чем у классических, но расходы оправданы высокой надежностью. Внутренние петли для металлических дверей бывают регулируемые и не регулируемые. Последние в случае выхода из строя придется заменить, поэтому лучше выбирать металлические двери со скрытыми петлями, поддающимися регулировке. Выполняется это следующим образом.
- Для изменения угла установки дверного полотна по вертикали, необходимо сместить петлю влево ил вправо. Следует ослабить крайний верхний и крайний нижний затяжные винты. После – соседние (они расположены на одной линии). Для этого требуется воспользоваться шестигранным ключом 4 мм. Винты проворачиваются на 180° против часовой стрелки.
- Также против часовой стрелки проворачиваются углубленные винты, расположенные в верхней и нижней торцевых частях петли. Увидеть их можно, если взглянуть на петлю сверху.
- Затягивается центральный регулировочный винт, благодаря чему дверь притягивается (уменьшается зазор между полотном и коробом). Если ослабить винт, дверь будет наоборот – «отходить» от коробки.
- После регулировки положения дверного полотна, затяжные винты затягиваются в той же последовательности, в какой производилось их ослабление.
- Для того чтобы изменить высоту установки полотна, нужно ослабить те же винты (установленные в торцевой части петли), что указаны в п. 1.
- Ослабляя нижний торцевой винт и затягивая верхний, полотно двери опускают, и наоборот, ослабляя верхний винт и затягивая нижний – поднимают. После регулировки все ослабленные винты затягивают, но не прикладывая чрезмерных усилий (чтобы не нарушить положение полотна).
- Потайные петли для металлических дверей следует продувать, очищая от пыли и смазывать машинным маслом, впрыскивая его между трущимися поверхностями с помощью масленки или медицинского шприца.
Вашему вниманию регулировка петель металлических дверей (видео демонстрирует петлю DR Hahn VL-BAND AL для алюминиевой двери).
Определение причины провисания двери
Перед тем как приступать к ремонту автомобиля, необходимо разобраться, почему провисла водительская дверь или дверь пассажира. Среди наиболее распространённых причин неполадки выделяют:
- Механическое повреждение крепёжных элементов, удерживающих конструкцию в нужном положении. Из-за разного рода воздействий петли могут треснуть, перекоситься или даже полностью разрушиться.
- Износ осей и петель. Это справедливо для старых автомобилей, особенно если не проводилось качественное обслуживание. Старение и ржавчина – основные факторы риска для дверных петель автомобиля.
- Последствия аварии или неправильной установки. В первом случае дверь начинает провисать после удара, перекоса кузова и тому подобных последствий ДТП. Но иногда провисание проявляет себя после установки новых петель или регулировки крепежей. Это свидетельствует о неправильно выполненных ремонтных работах.
Если дверь провисла уже достаточно для визуального определения, проблем с диагностикой чаще всего не возникает. Но что делать, если на первый взгляд все кажется нормальным, но остаются сомнения? Тут помогут базовые признаки провисающей двери, позволяющие выявить неполадку даже на ранней стадии:
- Появление посторонних скрипов, стуков или трения при закрывании дверей. Именно это является основным симптомом, по которому автомобилисты узнают о проблеме.
- Скрипы и стуки при передвижении по неровным ухабистым дорогам.
- Проникновение воды внутрь салона во время дождя. Это явно свидетельствует об отсутствии герметичности, что чаще всего вызывается провисанием двери.
- Наличие царапин на кузове возле двери. Неправильно стоящая дверь начинает при движении задевать находящиеся поблизости элементы кузова, оставляя на них царапины. в будущем, это может привести к появлению очагов ржавчины.
Чтобы безошибочно распознать провисание двери автомобиля, имеет смысл сделать следующее:
- Открыть двери машины.
- Ухватиться за её верхний и нижний край.
- Приложить усилия и покачать дверь вверх и вниз.
Проявившийся в процессе подобной проверки люфт указывает на наличии проблем в креплениях.
Лучшие способы по устранению скрипа
Прежде чем приступить к устранению скрипа, следует определить причину его происхождения. Характерный звук появляется, когда при изготовлении конструкции на заводе петли крепились неправильным образом. Самостоятельно устранить такую причину невозможно. Лучше обратиться за помощью к знающим людям или же, если ещё действует гарантия, выполнить обмен бракованной двери на качественную.
Смазка «музыкальных» створок
Петли обрабатываются маслом для автомобильных двигателей или швейных машинок, циатим, солидол, мягкий графитовый стержень или вещество WD-40.
Смазка петель на входной металлической двери происходит с учётом следующих рекомендаций:
- Для открытия петель следует подготовить тряпки, топор и вещество для смазки. Затем открыть створку, под её нижнюю часть подставить топор. Последним следует действовать как рычагом, чтобы полотно постепенно приподнималось. При правильном подходе дверь снимается с петель достаточно быстро.
- Необходимо осмотреть навесы. При необходимости штоки укрепляются.
- Смазку следует наносить на штоки. Но лучше всего добавить её в выемки на коробе.
- Для установки створки на место применяется тот же топор.
- Излишки смазки убираются сухой тряпкой. Если всё сделано правильно, то дверь сразу же перестанет издавать скрип.
Регулировка створки для устранения скрипа
Задача с регулировкой любой модели железной входной двери решается на этапе установки и в период эксплуатации
В первом случае важно добиться вертикальной ровности полотна. Если дверь используется уже несколько лет, придётся заняться поиском и устранением причины
Проблемы, которые устраняются регулировкой, заключаются в следующих моментах:
- Если дверь просела. Петли деформируются из-за высокой массы полотна. Необходимо ослабить верхний элемент, а нижний немного притянуть. В результате дверь приподнимется. Если требуется её опустить, то манипуляции с петлями выполняются наоборот. Процесс продолжается до тех пор, пока не найдётся идеальное положение створки.
- Если засорились петли. Избавиться от скрипа можно методом продувки механизмов. Потребуется компрессор, которым и устраняется весь строительный мусор. После окончания работ желательно выполнить смазку петель.
- Если проблема в заводском уплотнителе. В случае с только что установленной дверью следует подождать некоторое время, чтобы материал осел самостоятельно. При длительной эксплуатации дверной конструкции уплотнительный элемент лучше заменить на новый.
- Если замок установлен не ровно. Для наладки работы замка необходимо немного расширить выемку, которая предназначена для входа язычка.
Основные типы регулировки дверных петель
Современные петли позволяют регулировать не только положение створки в трех плоскостях, но и угол открывания.
Регулировка по высоте
К регулировке по высоте прибегают при проседании дверного полотна в районе петель, независимо от того, какое положение занимает противоположный угол. Такая возможность имеется у всех навесов, имеющих функцию настройки.
Регулировка по горизонтали
При опускании угла створки со стороны ручки требуется регулировка по горизонтали, в процессе которой опустившаяся сторона приподнимается до тех пор, пока по всему периметру не будет одинаковый зазор между полотном и рамой.
Регулировка по ширине
Во входных и балконных дверях стоят уплотнители. Со временем они не только изнашиваются, но и уменьшаются в размерах в результате старения. Появляются сквозняки, лишний шум и запахи. Чтобы не менять каждые 5-6 лет уплотнительные резинки, производители навесов добавили в них функцию настройки силы прижима. В результате уменьшение объема уплотнителя компенсируется более сильным прилеганием дверного полотна к створке.
Регулировка угла открывания
В некоторых видах инновационных петель со встроенным доводчиком есть функция регулировки угла открывания дверной створки. Такая возможность позволяет без проблем вносить в дом или квартиру габаритную мебель.
Регулировка старых дверей
Несмотря на то что регулировка является завершающим этапом установки двери, ее зачастую необходимо проводить и для старых дверей.
Одной из основных и часто встречающихся проблем неновых межкомнатных дверных конструкций является скрип петель.
Иногда это наблюдается и у новых дверей. Для устранения такой проблемы необходимо смазать петли машинным маслом. Для того под дверь подкладывают клинышек, дверь приподнимают, чтобы частично снять с петель. В появившийся зазор в петле пипеткой капают масло, которое можно заменить кусочком графитового грифеля простого карандаша.
Другой частой проблемой старых дверей является перекос.
Причин у него несколько.
Для деревянных дверей перекос может быть связан с набуханием полотна. В таком случае необходимо определить место выпирания. Для этого к предполагаемому искаженному участку прикладывают бумагу и закрывают дверь. Место, где останется след от копирки и является отрезком выпирания полотна. Именно его необходимо срезать, а саму дверь закрасить, как это было описано в случае с новой дверью с нарушенной геометрией.
Для тяжелых дверей, например, изготовленных из массива, перекос может быть связан с деформацией петель. Это обычно вызвано тем, что петли были выбраны неправильно.
Поправить перекосившиеся петли можно несколькими способами:
- заменить на новые более прочные;
- установить дополнительные петли;
- выкрутить шурупы из петель и заменить их на более длинные;
- укрепить гнезда под шурупы пробкой, смазанной клеем;
- установить в петли шайбы, благодаря чему дверь приподнимется на пару миллиметров в центре петли.
Установка шайбы
Перекос дверной створки может быть вызван и изменением геометрии проема в стене. Без замены элементов двери этот недочет можно устранить следующим образом:
- подточить дверь в месте перекоса;
- снять и переставить дверную коробку, поправив места соединения брусьев с соблюдением угла в 90 градусов.
В последнем случае надо ориентироваться на строительный уровень, а коробку прочно закрепить к дверному проему. Для этого через коробку в стене делаются по два отверстия со стороны каждого бруса. Глубина отверстий в стене должна быть не менее 50 мм. В отверстия вбивают штыри из металла или дерева. Деревянные крепежи смазывают предварительно клеем.
Профилактическая регулировка дверей без ремонта
Есть ситуации, когда металлическая дверь во время открывания и закрывания не вызывает у пользователей сильного дискомфорта. К примеру, когда полотно задевает порожек или туго входит в короб. Но, независимо от типа проблемы, следует регулярно выполнять профилактику. Такие работы будут включать в себя:
- регулировку петель в межсезонье;
- установку третьей петли, если дверь слишком тяжёлая;
- корректировку верхнего винта, если полотно трётся об верхнюю часть короба;
- корректировку нижнего петлевого подвеса, если полотно задевает порожек и вызывает сильный дискомфорт во время эксплуатации двери;
- замену петель при их сильном износе;
- вызов мастера для устранения серьёзных проблем.
Многие считают процесс регулирования металлической входной двери китайского производства сложным, но это не так. Конструкции практически ничем не отличаются от полотен отечественного производства
Единственное, что нужно соблюдать, — это осторожность. Китайские двери хлипкие и боятся механических повреждений
Способы устранения перекоса двери
Исправить перекос двери вполне можно своими силами, не обращаясь за помощью к специалистам в автосервисах
Но перед этим очень важно точно определить причину возникновения проблем, чтобы можно было подобрать наиболее подходящий к конкретному случаю подход
Если в крепежах изношена ось, а петли работают хорошо, заменять их нет никакой необходимости. Если же проблема в петлях, то без полноценной замены элементов не обойтись. Но тут стоит отметить, что в ряде случаев менять петли нет необходимости, так как их можно легко починить простой регулировкой. Перед этим демонтируется ответная часть в замке, а петли ослабляют. После этого можно выровнять и зафиксировать дверь в нужном положении.
Для изменения положения провисшей двери могут использоваться тонкие металлические пластины. Для этого надо немного ослабить крепление нижней петли, а затем под неё аккуратно подложить пластинки. Это позволит легко приподнять дверь до нужного уровня. Если же элемент провисает в другую сторону, отремонтировать узел можно подкладыванием пластин под верхнюю петлю.
Иногда наблюдается проблема, при которой дверь слишком сильно утоплена внутрь машины. Убрать этот фактор поможет небольшой сдвиг петель к краю. Соответственно, при выпирании двери ремонт сводится к перемещению петель к салону.
Дверь должна находиться строго под прямым углом к земле, так как иначе избежать заклинивания будет очень непросто. Как только положение будет выровнено, необходимо проверить состояние замка. Вполне вероятно, что его также нужно будет отрегулировать.
Выравнивание с помощью болта
Не лишним будет узнать, как выровнять двери при помощи болта. Это крайне хитрое решение, предполагающее размещения болтов в качестве прокладки в место люфта. Но подобный ремонт достаточно сомнителен и точно не подойдёт для длительной эксплуатации. В любом случае придётся подумать над тем, как отрегулировать двери до правильного состояния.
Корректировка с использованием шайб
В некоторых случаях можно убрать провисание дверей с помощью шайб. Для этого потребуются шайбы диаметром 20 мм разной толщины. В зависимости от степени разболтанности двери, можно применять те или иные шайбы.
Порядок действий:
- Подложить под дверь брусок.
- Открутить нижний болт крепления двери. Тут нужна будет ударная отвёртка или крупный рычаг.
- Поднять и оттянуть дверь на себя, а потом подсунуть под петлю шайбу.
- Вернуть болт на место.
Это достаточно простой способ, который не всегда удаётся использовать. Дело в том, что даже ударной отвёрткой открутить нужный болт очень непросто.
Описанных принципов в большинстве случаев более чем достаточно для понимания того, как устранить провисание или люфт двери автомобиля. Для работы практически никогда не требуются какие-либо специализированные инструменты или навыки. Достаточно иметь базовый набор принадлежностей для ремонта авто и иметь общее представление о конструкции дверных петель.
Всё делать нужно максимально аккуратно и внимательно. Несмотря на то, что причинить какой-либо серьёзный вред в рамках восстановления двери очень сложно, есть вероятность получения ещё большего провисания после неверных манипуляций с петлями. Выходом из ситуации станет повтор процедуры регулировки или обращение к мастерам в автосервис.
Делаем ремонт дверных петель автомобиля своими руками
Вопрос о том, как восстановить дверные петли на машине, возникает у многих водителей. Решить эту проблему просто. Но для начала нужно осмотреть элемент на предмет повреждений. Если петли имеют заметные дефекты, коррозию или деформацию, потребуется реставрация. Обычно это характерно для неновых авто с большим пробегом.
Необходимые материалы и инструменты
Ремонт дверной петли старого авто потребует следующих инструментов и материалов:
- набора отверток и ключей;
- болгарки;
- дверных петель или оси;
- сверла;
- металлических пластин или шайб (при необходимости);
- крепежей;
- плоскогубцев;
- молотка.
Все инструменты нужно подготовить заранее, чтобы в процессе работы все необходимое было под рукой.
Порядок ремонта дверных петель с демонтажем двери
Замену дверных петель или их оси можно выполнять как со снятием двери, так и без него. Желательно снять деталь, если износ элементов достаточно велик.
Дверная петля, которая требует замены
В этом случае ремонт выполняется в такой последовательности:
- Удалить кузовной элемент.
- Болгаркой срезать петли.
- Высверлить остатки крепежа и вытащить их руками.
- Просверлить новое отверстие для болта.
- Установить новую петлю и болты.
- Подрезать болты болгаркой.
- Поставить и закрепить дверь.
- Отрегулировать зазоры.
Теперь можно проверить качество выполненной работы.
Без демонтажа
Ремонт дверных петель автомобиля возможен и без снятия дверей. При этом шарниры придется ремонтировать, а не менять. Восстановить их можно таким способом:
- Взять метиз и обернуть его изоляционной лентой. Для этого можно использовать болт М10-М14.
- Подложить его к нижней петле и прижать дверью. Прижимать следует медленно и аккуратно.
- Проверить, достаточно ли прогнулась петля для того, чтобы дверь стала закрываться без усилий и не провисала.
- Если недостаточно, повторить процедуру.
Регулировка петель без демонтажа дверей
В результате данной процедуры петля будет несколько деформированной. Но это поможет решить проблему. Поэтому прибегать к такому методу следует в крайних случаях, когда нет возможности купить новые детали.
Иногда так делают, например, на очень старых и недорогих авто или перед продажей.
Как отрегулировать петли металлической двери: классический вариант
В процессе эксплуатации дверные петли испытывают большие нагрузки, что приводит к их износу. До определенной степени такой износ можно компенсировать регулировкой, для чего следует выполнить следующее.
- Если петли не приварены к полотну и коробу двери, а закреплены на винтах, следует их заменить. Под нагрузкой они деформируются, в результате чего дверь проседает. Для замены требуется подыскать винты из твердосплавного металла.
- В том случае, если петли лишь немного скрипят, можно смазать их, слегка приподняв двери с помощью лома, воспользовавшись им как рычагом. Эффективна также мазка WD-40: небольшое количество жидкости устранит скрип.
- При наличии явных следов выработки шайбы на стержне, ее следует заменить. Эта операция потребует участия нескольких человек с инструментом. Дверь снимают с петель, убирают старую шайбу, после чего протирают стержень и его гнездо, очищая от пыли и металлических стружек.
- На место стертой шайбы устанавливают новую, обязательно из твердосплавного металла. Она должна быть немного толще предыдущей (с учетом выработки). Можно вместо шайбы установить гравер: он будет амортизировать и снижать нагрузку на нижнюю часть петли.
- Петлю можно немного модернизировать: следует просверлить в верхней части пели сквозное отверстие. Через него периодически в процессе эксплуатации можно будет заливать машинное масло с помощью шприца.
- Стержень петли необходимо смазать густой смазкой, такой как «Литол» и вновь навесить дверь.
- Следует опробовать работу петель, несколько раз открыв и закрыв двери. В том случае, если наблюдается трение полотна о короб, необходимо устранить его с помощью дополнительной шайбы или замены уже установленной на меньшую по толщине.
Когда следует производить регулировку дверных петель
Необходимость регулировочных работ может возникнуть в результате:
- большого срока эксплуатации;
- допущенных ошибок в ходе монтажа;
- некорректно выполненной первоначальной регулировки;
- нарушения правил эксплуатации;
- отсутствия своевременного ухода за фурнитурой и петлями.
Признаки того, что петли нуждаются в регулировке
Регулировку дверных петель производят, если:
- дверное полотно просело и цепляет за пол или порог;
- створка самопроизвольно закрывается или открывается;
- дверь застревает в проеме;
- появился скрип в процессе эксплуатации дверной конструкции;
- дверной язычок не заходит в планку.
У перечисленных проблем свои причины. Перечислим их.
Полотно просело
Чаще всего проседание наблюдается у металлопластиковых дверей и из ПВХ. Причина в износе фурнитуры. Может обвиснуть и входная металлическая дверь на скрытых петлях. Здесь возможны три причины:
- неправильно подобраны навесы по мощности;
- раньше времени выработан ресурс из-за интенсивной эксплуатации;
- не полностью был затянут крепеж при монтаже, в результате чего под воздействием вибрации винты открутились.
Самопроизвольное закрывание или открывание
Сама по себе закрываться или открываться дверь может только в одном случае: произошла потеря вертикали. Здесь много причин. Среди них деформация петель или самопроизвольное откручивание крепежа: саморезов или винтов.
Дверь застревает в проеме
Эта проблема иногда встречается у деревянных дверных конструкций – из-за разбухания полотна створка застревает в раме. Крайне редко к таким последствиям может привести и разбалансировка навесов с одновременной деформацией петлевой оси.
Появился скрип
Петли могут скрипеть по следующим причинам:
- недостаточно смазки;
- металл начал ржаветь;
- из-за интенсивной эксплуатации детали петли износились.
Более подробно о проблеме скрипа дверей можно посмотреть здесь.
Дверной язычок не входит в запорную планку
У этой проблемы также много причин. Одной из них могут быть петли: из-за износа трущихся деталей створка опустилась, сохранив вертикаль, в результате чего язычок защелки не попадает в ответную планку. В этом случае других признаков необходимости настройки петель может и не быть.
Регулярность регулировки в зависимости от условий эксплуатации
Каких-то правил или рекомендаций по частоте регулировки петель нет. Считается, что в настройки хорошо функционирующего механизма лучше не лезть. Тем более, что пока не появились первые признаки сбоев в работе петель, что и как регулировать непонятно.
Исключение – смазка трущихся элементов навесов. Здесь есть свои правила, которые изложены на нашем сайте в работе «Чем смазывать дверные петли».
Правда, есть и другая точка зрения экспертов: нужно проводить регулярную (насколько регулярную?) проверку и необходимые корректировки, чтобы избежать поломок и повреждений.
Обобщая сказанное, отметим, что частота регулировочных работ зависит от двух факторов:
- вида дверей и типа петли;
- интенсивности пользования дверью.
Регулировка дверных петель автомобиля
Регулировка дверных петель автомобиля нужна при их сильном провисании или образовании зазоров. Иногда бывает, что сами петли исправны, но их положение изменилось. Это бывает от времени или в результате ДТП. Также вопрос, как отрегулировать дверные петли на подержанной машине, встает и после замены уплотнителя.
При зазорах
Неровные зазоры могут возникать после аварии или при неправильной установке двери по иной причине. Это не только некрасиво, но и мешает нормальному закрыванию или открыванию дверей. Устранить эту проблему можно и без снятия кузовного элемента. Для этого нужно подложить шайбу нужной толщины под шарнир. Но это крайняя мера, когда ничто иное не помогает.
Подтяжка петель при зазорах
Поэтому необходимо ослабить петли и, поднимая или опуская дверь, выставить правильные зазоры. Можно подвинуть ее вперед или назад. Может потребоваться регулировка зазоров соседних кузовных элементов.
После замены уплотнителя
Новый уплотнитель часто оказывается чуть толще или тоньше старого. Поэтому закрывать дверь становится сложнее. А иногда она открывается очень плохо. Чтобы отрегулировать их, следует подтянуть или ослабить петли.
При провисании двери
У сильно подержанных машин или при неправильной эксплуатации двери могут провисать. Это приводит к сложностям с их открыванием, появлению неприятного скрипа при езде и прочим проблемам.
Проставки в петлю от провисания дверей
Устранить дефект можно следующим способом:
- Удалить ответную часть дверного замка.
- Закрыть дверь, чтобы понять правильность ее положения.
- Если деталь приподнята или опущена, следует ослабить петли и вернуть элемент в правильное положение.
- Закрутить петли.
- Если не помогло, ослабить нижнюю или верхнюю петлю (в зависимости от положения кузовной детали) и подложить под шарнир тонкие пластинки из металла.
- Если элемент кузова утоплен вовнутрь, немного подвинуть петли к краю. Если деталь выдвинута наружу, то подвинуть их вовнутрь.
Устранять дефект нужно своевременно. Провисшие двери могут образовать царапины и сколы на порогах, что приведет затем к коррозии.