Содержание духовной жизни общества.
Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.
Важнейшим видом духовного производства является наука. Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Духовное потребление представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической потребности в обмене идеалами и ценностями.
Когда мы говорим о духовных отношениях между людьми почему-то не думаем, что духовные отношения могут быть только между духовными людьми. И духовные отношения не могут быть односторонними, потому что с недуховным человеком невозможно общаться, оставаясь на духовном уровне, потому что такое общение будет им неправильно понято или не понято никак. И, конечно же, ответная реакция недуховного человека будет соответствовать ему самому. Тогда, говоря о духовных отношениях, мы будем иметь в виду общение на различные «умные темы»? На самом деле, духовность – это состояние человека, стремящегося к восхождению своего сознания, и не только мечтающего об этом или читающим духовную литературу, но работающим над собой в этом направлении. Духовность не может быть каким-то модным увлечением, так как на путь, ведущий к совершенству сознания, человек становится по зову своего сердца. И однажды человек осознает, что этот путь является смыслом его жизни. Человек, идущий духовным путём, стремится к полной свободе от привязанностей к материальному плану этого мира, и не только от материальных его ценностей, но и витальных привязанностей.
Духовное общение — это способ проявления духовного состояния людей. Общаясь, люди выражают мысли, чувства, переживания, живут духовно. Иначе говоря, духовное общение есть способ осуществления духовной жизни, ибо с ним связано: духовное производство и духовное отношение, духовное потребление и обмен мыслями, чувствами, мнениями…
Духовные потребности, или потребности в самореализации, — это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя.
Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей.
Духовные интересы предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.
Духовные интересы людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением само углубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие интересы побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.
Данные интересы характеризуются своей не насыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Духовные потребности и интересы имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей и интересов духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.
Введение
Духовность – сложное понятие. Дух – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.
Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.
Духовная жизнь общества и человека – сложный феномен. Духовная жизнь общества и человека появилась сразу вместе с появлением человека на Земле. В своем воображении мы можем представить абстрактный образ первого человека. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных, эстетических чувств. К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.
Религия
Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой религии — вера, не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции — борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.
В античной Греции для этого применялся остракизм — выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.
Образование
Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.
Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.
В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.
Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс
Искусство
Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.
Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.
Пробуждает высокие чувства:
- заставляет испытывать сострадание к ближнему;
- вскрывает проблемы, существующие между людьми;
- указывает путь для укрепления дружбы.
Определение
Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для духовного развития личности.
Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:
- различные теории;
- художественные произведения;
- значимые идеи.
Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.
Особенности духовной деятельности
Духовная работа, оставаясь универсальной по содержанию, является индивидуальной и персонифицированной по сути и форме — даже в современных условиях, при высочайшей степени разделения. Прорывы в духовной жизни достигаются в первую очередь усилиями отдельных людей или небольших групп под руководством выдающегося лидера, которые открывают новые направления деятельности для постоянно растущей армии духовных работников. Возможно, именно поэтому Нобелевские премии не присуждаются авторским коллективам. В то же время существует множество научных или творческих групп, чья работа явно неэффективна в отсутствие признанных лидеров.
Особенностью интеллектуальной деятельности является принципиальная невозможность отделить используемые в ней «средства труда» (идеи, образы, теории, ценности) от непосредственного производителя в силу их идейного характера. Поэтому отчуждение в обычном смысле, характерное для материального производства, здесь невозможно. Более того, главное средство интеллектуальной деятельности остается практически неизменным с момента ее создания, в отличие от материального производства — интеллект отдельного человека. Поэтому все в психической деятельности закрыто для творческой индивидуальности. В этом, собственно, и проявляется основное противоречие духовного производства: средства духовного труда, имеющие всеобщее содержание, могут применяться только индивидуально.
Духовная деятельность обладает огромной внутренней привлекательностью. Ученые, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, потому что сам процесс творчества приносит им сильнейшее удовлетворение. Духовная деятельность похожа на игру, где удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения имеет объяснение — в психической деятельности продуктивно-творческий подход доминирует над репродуктивно-ремесленным.
Следовательно, сама умственная деятельность поддается оценке и часто имеет смысл безотносительно к результату, что практически невозможно в материальном производстве, где производство ради производства абсурдно. Более того, если в сфере материальных благ исторически больше ценился и ценится их владелец, а не производитель, то в сфере интеллектуальных интересов производитель ценностей, идей, произведений, но не их владелец.
Диалектика интеллектуальной деятельности существенно отличается от диалектики материального производства. В материальном производстве товаропроизводитель закреплен за самим трудом, а его результаты обычно отчуждены от работника, он лишен возможности их потреблять. В интеллектуальной сфере производством занимаются лишь несколько человек, а продукты — идеи, теории, ценности, образы — навязываются большинству, и процесс их создания остается недоступным для большинства. В первом случае задача заключается в расширении возможностей для потребления, во втором — для производства.
Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей, чтобы их усвоило как можно больше людей. Особую роль играют учреждения науки, культуры, образования и образовательная система.
Наука
Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.
Составляющие духовной сферы
В обществознании сфера духовной жизни рассматривается как совокупность духовно-нравственных отношений. В её структуру входят элементы, отвечающие за развитие разума и человеческой души. Кратко познакомимся с ними.
Религия как составная часть духовной сферы воплощает представления людей об устройстве мира с позиции существования неких высших сил. Они постоянно отслеживают поведение человека как соответствующее или не соответствующее устоявшимся правилам поведения. Религия имеет огромное влияние на сознание верующих людей, способна их духовно обогащать, приносить утешение, наделять верой в лучшее.
Рис. 1. Церковное богослужение.
- Наука относится к духовной сфере, так как она накапливает и систематизирует знания и опыт, полученный людьми в процессе эволюции. Достижения данной области помогают человеку облегчать и улучшать жизнь.
- Образование как отрасль духовной сферы способствует передаче всех знаний, накопленных людьми, последующим поколениям. Воспитание вдумчивого, рационального отношения к окружающему миру и к себе в современном обществе является приоритетной задачей современного обучения.
- Мораль как важнейший элемент сферы духовной культуры регулирует отношения людей, обеспечивает их нравственное развитие, прививает ценности и принципы, лежащие в основе мировоззрения.
- Искусство как составляющая часть духовной сферы воплощает результаты творческого осмысления мира. Оно выражает нравственные ценности, воспитывает любовь к красоте, пробуждает лучшие стороны человеческой души.
В рассказе знаменитого писателя-фантаста Рэя Брэдбери «Улыбка» изображён мир, лишённый духовной сферы. После гибели человечества немногие оставшиеся в живых уничтожили всё, что, по их мнению, привело к катастрофе. Они разрушают заводы и фабрики, на мелкие кусочки разрывают картины и книги. Общество, лишённое духовности, вызывает сочувствие и внушает ужас.
Рис. 2. Мона Лиза.
Взаимоотношения материального и духовного производства, их сходства и различия.
Культура(производство) — фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно. Многие философы эпохи Просвещения понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство.
В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».
Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.
Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало — идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения — скульптурного, живописного, литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).
Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия. В художественном произведении равно значимы и материальная оболочка, и духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях бывает весьма трудно обнаружить признаки духовности. В конкретных социально-исторических условиях указанные различия могут вступить не только в противоречие, но и в конфликт. Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.
Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция творчества человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.
Все функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта — во-первых, критически-творческой деятельности — во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.
Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.
Культура
Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.
Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.
В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» — это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.
Духовная сфера
Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.
Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?
Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.
Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.
Образование
В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений — навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.
Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.
Духовная жизнь современного общества
Общества отличаются друг от друга своей культурой и законами, которые делают их разными по образу мышления и жизни. Люди не могут сосуществовать друг с другом, если они не следуют общим правилам, помогающим поддерживать законное общество.
Независимо от нашей морали и убеждений, мораль порождает человеческие законы, применимые ко всем нам. Широко распространено мнение, что современное общество находится в состоянии резкого упадка. Среди названых бед: войны, стремительный рост преступности, разводов (распад семьи как основной ячейки общества), общее снижение нравственности и религиозности людей.
Современное общество требует, чтобы его члены следовали определенным распространенным во всех странах правилам. Поведение, которого следует избегать, включает в себя леность, невнимательность, нежелание сотрудничать, эгоизм, высокомерие и т. д. Кроме того, большинство детей с рождения учат не воровать, не лгать, не убивать, уважать личность другого человека (его жизненные принципы, мировоззрение).
Все эти убеждения и мнения, по сути, определяют нашу мораль. Эти правила, по которым люди живут своей жизнью и в некотором роде священны.
↑ Функции культуры
Функция | Содержание функции |
Познавательная | Культура служит особым способом освоения мира, что воплощается в практической деятельности людей — в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности. |
Регулятивная | Посредством социальных норм, ценностей, традиций и знаний культура создает устойчивые условия жизни, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе. |
Коммуникативная | Культура способствует общению, взаимодействию индивидов, так как ее основой является язык.Благодаря культуре происходит сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение |
Социализации | Основы материальной и духовной культур накапливаются в ходе истории и передаются в знаниях и практическом опыте другим поколениям. |
Гедонистическая | Культура выступает средством развлечения, удовлетворения эстетических и духовных потребностей. |
В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог культур».
Диалог культур — это процесс взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния различных культур как форма сосуществования народов.
Диалог культур предполагает также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.
В качестве иллюстрации диалога культур можно привести изучение иностранных языков в школе, трансляции кинофильмов разных стран мира, проведение национальных праздников, этнических фестивалей, международных спортивных состязаний, присутствие на праздничных столах блюд разных национальностей и т.д.
Особенности духовной сферы
Духовная сфера играет важную роль в формировании личности. Она влияет на определение человеком направлений своего развития, осознание смысла существования. Нравственные ценности для многих являются ориентирами, лежащими в основе деятельности.
Важной особенностью данной сферы является отсутствие пределов потребления. Человек не способен пресытиться познанием окружающего мира и себя
В качестве примера сравним потребность человека в пище и в саморазвитии. Когда люди голодны, они кушают и насыщаются. В случае, если мы чувствуем нужду в духовном обогащении, самосовершенствовании, то вскоре приходим к пониманию, что у этой потребности нет границ.
Для того, чтобы хранить и передавать последующим поколения достижения духовной сферы, созданы специальные учреждения. Библиотеки, архивы, музеи, хранилища играют важную роль в жизни общества. С их помощью каждый может приобщиться к опыту, накопленному за многие столетия.
Рис. 3. Российская государственная библиотека.
Что мы узнали?
Наука, образование, мораль, религия, искусство являются тем, что включает в себя сфера духовной жизни. Она состоит из системы духовно-нравственных взаимоотношений между людьми. От неё зависит развитие общества. Ценности и знания, лежащие в основе духовной сферы, позволяют человеку обогащать внутренний мир, развиваться как личности.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Мораль
Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:
- о зле и добре;
- недопустимом и приемлемом;
- неправильном и верном;
- низком и возвышенном.
Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.
В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.