Бесплатные шаблоны, орнаменты, эскизы и чертежи рисунков для резьбы по дереву: подборка лучших вариантов [перейти]

Плоскорельефная резьба по дереву: подборка оригинальных работ

Основы техники резьбы по дереву

Нож-косяк является главным инструментом резчика. Для начала следует, зажав нож лезвием к себе провести им по узору. Сильно давить конечно же не стоит, и держать его нужно слегка наклонив в сторону. После этого наклонив нож в обратную сторону, следует выполнить подрезку.

Когда контур уже выполнен, его также следует подрезать чтобы в итоге получилась соломка. Любые скругления контура выполнять следует только одним углом стамески и если необходимо, можно менять радиус, зависит который от лезвия самой стамески и ее ширины.

Действовать нужно четко, но размеренно, поскольку при правильном подходе соломка сама отделяется от заготовки. В обратном случае всю работу придется начинать с самого начала и с более глубоким подрезом.

При необходимости выреза завитков нужно выполнять их только инструментом с полукруглым лезвием. Делать их очень просто:

  • Полукруглое лезвие следует немного углубить в материал и затем повернуть кисть руки.
  • Затем провернуть вокруг своей оси.
  • Выполнять такое движение следует до тех пор, пока линии завитка не соединятся.

В том случае, когда подобная техника в новинку, рекомендуется использовать при работе эскизы, поскольку набросок на бумаге может помочь сориентироваться и выполнить все в нужном порядке.

Если просмотреть на эту тему видео урок, станет очевидным что выполнить все эти узоры можно самостоятельно. Кроме того сам процесс достаточно интересный и увлекательный. Главное в этом деле упорство и если с самого начала разобраться что и как, все обязательно получится.

Художественные темы и сферы использования

Резчик использует в работе различные эскизы, с которых он снимает изображение и переносит его на поверхность заготовки. Сегодня для этого не обязательно использовать изображение, выполненное от руки карандашом. Современные технические достижения позволяет применять фотографии и отсканированные цифровые изображения, которые можно взять в Интернете.

Эскиз орнамента

Образцы для художественной обработки древесины отличаются декоративным и тематическим разнообразием. В Интернете на сайтах, посвященных этому прикладному ремеслу, представлен большой выбор тем для резки. Деревянным узорочьем украшают фасадную часть деревянного дома. Такой декор отлично будет смотреться на дверях и на стенах. Художественная резка используется для производства и отделки мебели и посуды.

Большой популярностью у покупателей пользуется кухонная утварь и интерьерные деревянные изделия, украшенные замысловатым ажуром. В каждом конкретном случае мастер выбирает материал, создает эскиз будущего изделия и приступает к работе.

Рисунки бывают разнообразные по своей тематике. Используются геометрические растительные мотивы. Часто деревянную поверхность украшают жанровыми сценками, на которых изображены животные, люди и деревья. Дерево очень пластичный материал, и в руках опытного резчика оно превращается в настоящее художественное полотно.

Для каждого вида художественной резки применяется особенная технология обработки поверхности. Используя разные техники, мастер создает объемной полотно, на котором можно заметить самые мельчайшие детали изображения.

Основы изготовления форм

Дизайн геометрической скульптуры основан на различных простых формах: кругах, треугольниках, квадратах, прямоугольниках, трапециях и ромбах, которые дополняются прямыми и ломаными линиями. Вопреки распространенному мнению, готовые композиции лишены угловатости и строгости. Игра света и тени подчеркивает рельефность изображения. В геометрической скульптуре нет предметов как таковых. Он передает настроение и ярко демонстрирует авторское мастерство.

Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда и придерживаться принципов лаконичности, что никак не сказывается на его восприятии. Чаще всего в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые раньше считались «амулетами» сил зла.

Дробление и пропитка готового продукта

Чтобы сгладить неровные края «бороздок», слегка отшлифуйте поверхность заготовки наждачной бумагой. Затем изделие пропитывается специальной смесью. Некоторые люди рисуют свои работы, но большинство художников предпочитают процесс восковой обработки (полировки воском) или смазки поверхности. В этом случае поделка приобретает легкий и естественный блеск. Обычно используются льняное масло, масло одуванчика, масло перечной мяты и масло седьмой травы. Эти же составы отлично подходят для макания блюд. Хорошо покройте продукт, а затем нанесите масло на дерево. Теперь продукт должен высохнуть. Лучше всего повесить сушиться на солнце. Некоторые кладут его рядом с батареей отопления или используют фен, чтобы ускорить процесс.

Разновидности плоскорельефной резьбы

Плоскорельефная резьба может быть:

  1. С заоваленным фоном.
  2. С подобранным контуром.
  3. С подушечным фоном.
  4. С поднутренным и выбранным контуром.

Для того чтобы выполнить плоскорельефную резьбу с заоваленным фоном следует заранее подготовить эскизы. Сам процесс начинается с выреза канавок вдоль фона, которые в дальнейшем и заоваливают как со стороны самого узора, так и со стороны его фона.

После этого при помощи ножа косяка следует выполнить надрезы по всему контуру. Там где имеются закругления, срезы необходимо делать только полукруглыми стамесками. Для снятия фона можно взять тот же нож косяк либо прямую неширокую стамеску.

После того как заоваливание окончено, рекомендуется изделие отшлифовать нулевкой (наждачной бумагой нулевой фракции).

Следующая разновидность резьбы по дереву – с подушечным контуром, от заоваленного отличается в том, что сам контур располагается ниже, чем плоскость узора.

Данная форма резьбы имеет положительные свойства и отрицательные. Дело в том что если эскизы на данную работу имеют большой объем, осуществление среза по контуру может занять не один день. Кроме этого подобная деятельность не допускает непрофессионализм новичков, поскольку без сноровки и опыта просто не обойтись.

Другой тип резьбы, с подобранным фоном, еще интереснее. Его суть в том, что контур вокруг узора необходимо снимать под 30-45 градусным углом по всей деревянной заготовке, и на этом обработка заканчивается. Такую деталь не нужно дополнять иными срезами и тем более подшлифовывать.

Что касается выбранного и поднутренного контура он кардинально отличается от других тем, что сам рисунок всегда находится в возвышенном состоянии от окружающего фона. Такая форма исполнения считается особо сложной, но и одновременно уникальной и оригинальной.

Если взглянуть на какое-нибудь фото с выполненными узорами, то сходу заметить между ними разницу под силу не каждому. Многие мастера не используют в своих творениях одну технику, а скорее комбинирование. По этой причине сложно сделать определяющие выводы. Гораздо проще, если есть желание и возможность, взять необходимые инструменты и попытаться выполнить самостоятельно, естественно для начала что-нибудь попроще.

Разновидности плоскорельефной резьбы

Плоскорельефная резьба может быть:

С заоваленным фоном.
С подобранным контуром.
С подушечным фоном.
С поднутренным и выбранным контуром.

Для того чтобы выполнить плоскорельефную резьбу с заоваленным фоном следует заранее подготовить эскизы. Сам процесс начинается с выреза канавок вдоль фона, которые в дальнейшем и заоваливают как со стороны самого узора, так и со стороны его фона.

После этого при помощи ножа косяка следует выполнить надрезы по всему контуру. Там где имеются закругления, срезы необходимо делать только полукруглыми стамесками. Для снятия фона можно взять тот же нож косяк либо прямую неширокую стамеску.

Крайне важно чтобы наклон среза имел ровно 30 градусов к плоскости заготовки. Не больше и не меньше. После того как заоваливание окончено, рекомендуется изделие отшлифовать нулевкой (наждачной бумагой нулевой фракции)

После того как заоваливание окончено, рекомендуется изделие отшлифовать нулевкой (наждачной бумагой нулевой фракции).

Следующая разновидность резьбы по дереву – с подушечным контуром, от заоваленного отличается в том, что сам контур располагается ниже, чем плоскость узора.

Данная форма резьбы имеет положительные свойства и отрицательные. Дело в том что если эскизы на данную работу имеют большой объем, осуществление среза по контуру может занять не один день. Кроме этого подобная деятельность не допускает непрофессионализм новичков, поскольку без сноровки и опыта просто не обойтись.

Другой тип резьбы, с подобранным фоном, еще интереснее. Его суть в том, что контур вокруг узора необходимо снимать под 30-45 градусным углом по всей деревянной заготовке, и на этом обработка заканчивается. Такую деталь не нужно дополнять иными срезами и тем более подшлифовывать.

Что касается выбранного и поднутренного контура он кардинально отличается от других тем, что сам рисунок всегда находится в возвышенном состоянии от окружающего фона. Такая форма исполнения считается особо сложной, но и одновременно уникальной и оригинальной.

Если взглянуть на какое-нибудь фото с выполненными узорами, то сходу заметить между ними разницу под силу не каждому. Многие мастера не используют в своих творениях одну технику, а скорее комбинирование. По этой причине сложно сделать определяющие выводы. Гораздо проще, если есть желание и возможность, взять необходимые инструменты и попытаться выполнить самостоятельно, естественно для начала что-нибудь попроще.

Подготовка к работе

Для первого занятия вам понадобится доска 170 х 110 мм и толщиной 2 см, эскизы для этой работы будут предоставлены ниже. Поверхность доски следует зачистить наждачной бумагой. Теперь с помощью линейки и простого карандаша нарисуем всю поверхность дерева в ячейках по 5 см.

Узоры для резьбы по дереву

Затем рисуем все фигуры, как показано на изображении ниже. Всего получилось 7 фигур: колышки, ромбы, твист, пирамида, звездочки, квадраты и розетка. Затем вы можете добавить новые узоры из этих фигур. Фотография, на которой видно, какие композиции можно составить из тех или иных элементов, как выглядит композиция после обработки и покраски дерева.

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.

Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.

На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.

Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

Инструменты для работы

В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.

Эти навыки помогут в дальнейшем:

  • быстрее освоить профессиональные станки;
  • исправлять неточности;
  • вытачивать миниатюрные узоры.

В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.

Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.

Подойдут:

  • ножовка;
  • лучковая пила;
  • лобзик.

Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.

Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.

Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.

Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.

В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:

Инструмент Предназначение
Ручная дрель Сверлить сквозные отверстия и небольшие углубления
Ножи разных размеров Стёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали
Маленький топор Срубать мелкие сучки и делать засечки
Наждачная бумага разной зернистости Шлифовать изделия
Струбцина Надежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице

Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.

Меры предосторожности во время работы

Работа с деревом бывает травматичной, поэтому позаботьтесь о собственной безопасности.

  1. Верстак или рабочий стол должен быть устойчив, чтобы в самый ответственный момент не стал раскачиваться.
  2. Острые инструменты ни в коем случае нельзя направлять на себя. Держите их в направлении от себя или параллельно груди.
  3. Если в процессе вырезания стамески или ножи соскальзывают с дерева – инструменты затупились, заточите лезвия.
  4. При заточке всегда используйте защитные очки.
  5. Проверяйте остроту лезвия не с помощью пальца, а на ненужном бруске.
  6. Все заготовки тщательно закрепляйте крепежными деталями.
  7. Рядом с рабочим местом запрещено курить, зажигать плиту или разводить другой огонь – стружка легко воспламеняется.

При работе с деревом будьте предельно внимательным и ни в коем случае не спешите.

Этапы работы

Перед тем как приступить к вырезанию из дерева, следует четко представлять себе, из каких этапов состоит процесс. Если все делать последовательно и правильно, то результат точно порадует.

Создание эскиза

Первое, с чего необходимо начать изготовление скульптуры из дерева, это до мелочей представить, что получится в итоге. Конечно, мастер с большим стажем работы, глядя на деревяшку, сразу представляет в голове, что из нее получится, и может даже без всяких подготовительных этапов приступить к работе.

Когда эскиз готов, его следует перенести на заготовку. После этого на дереве надо тщательно прорисовать все детали. Желательно, чтобы рисунок был несколько меньше, чем сама заготовка. Следует не спешить с обрезкой лишних частей, так как изделие необходимо будет еще удобно закрепить на верстаке.

Черновое изделие

Перед вырезанием скульптуры материал нужно еще подготовить.

  • необходимо отпилить заготовку по размеру;
  • проводится очистка от коры и зачистка всех неровностей.

Когда рисунок переносится на дерево, то лучше всего сразу отметить главные линии, по которым будет проводиться первоначальная резка.

Затем надо выпилить все излишки, то есть провести грубую обработку.

В итоге мастер получает готовую форму, которой необходима фигурная, то есть детальная, проработка. Этот этап не требует спешки. Не стоит сразу убирать все возможные излишки, лучше воспользоваться рельефной обработкой

Важно понимать, что черновой этап – это только начало работы над фигурой

Проработка деталей

После получения готовой формы стоит снова взяться за эскиз и карандаш. Теперь на подготовленную заготовку необходимо нанести рисунок со всеми деталями

Для этого этапа важно, чтобы все инструменты были хорошо заточены

Если после этого уже получилась желаемая фигурка, это не значит, что она полностью готова. Ведь на ней остались неровности, а поверхность имеет шероховатости, которые надо обработать наждачкой.

Также могут появиться трещины, которые следует обработать шпаклевкой. Ее можно приготовить самому, смешав мелкие опилки и клей ПВА. Перед нанесением шпаклевки места трещин необходимо обработать олифой и оставить для просушивания на 7 часов. После этого их можно замазать и оставить на 24-48 часов. Если имеется паяльная лампа, то изделие можно ею обжечь для приобретения теплого оттенка, максимально близкого к натуральному.

Нанесение специального лака придаст деревянной фигурке прекрасный блеск и сохранит ее красоту на долгие годы.

Научиться вырезать из дерева лучше всего на самых простых фигурках. Стоит запастись терпением и пониманием, что мастерство достигается со временем. Двигаясь постепенно от простого к сложному можно будет выработать нужные навыки и научиться создавать настоящие шедевры.

Резьба по дереву

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путем выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента (рис. 185).

Такой вид резьбы дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека. Однако техника работы довольно трудоемкая, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента.

Рис. 185. Плоскорепьефная резьба: 1 — наличник; 2, 3 — орнаментальные полосы; 4 — панно

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей по технике выполнения (рис. 186): с заоваленными контурами, с подобранным (выбранным) фоном, с подушечным фоном.

Рис. 186. Разновидности плоскорельефной резьбы: а — с заоваленным контуром: б — с подобранным (выбранным) фоном: 1 — чвканка фона; 2 — порезки уголком; 3 — порезки полукруглыми стамесками; в — с подушечным фоном

Резьба с заоваленными контурами является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранных выемок. Работа выполняется стоя. Процесс резьбы начинается с надреза по контуру рисунка (рис. 187). Надрез может быть сделан косячком или краем отлогой стамески почти вертикально, затем следует подрезка со стороны фона. Для работы подбирают такие стамески, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения слоя древесины.

Рис. 187. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами (стрелками показано направление движения инструмента): а — надрезание; б — подрезание; в — заоваливание контура орнамента

После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы эта грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. Получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.

При выполнении крупного орнамента с углубленной выемкой для облегчения работы можно использовать стамески-уголки, клюкарзы-уголки, а также полукруглые стамески. Делать выемки можно с помощью киянки, направляя стамеску ударами. Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии нескольких миллиметров от линии рисунка. Получив выемку, продолжают резьбу (заоваливают), как указано выше.

Резьба с подобранным (выбранным) фоном (рис. 188). Выполняется так же, как и резьба с заоваленными контурами. Фон выбирается на определенную глубину и ширину в зависимости от характера рисунка и необходимости придать ему особую выразительность. Фон внутри можно заполнить также профильными порезками или зачеканить. Это сделает резное изображение еще более оригинальным и создаст определенный зрительный эффект.

Рис. 188. Техника выполнения плоскорепьефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном: а — надрез: б — подрезки; в — выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г — заовапиванио контура

Техника выполнения плоскорельефной резьбы. По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона. Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура украшения. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками или стамесками-клюкарзами — гладкими или профилированными, в зависимости от того, каким задуман фон.

При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки

Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого — со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.

В технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение наиболее насыщенным, живописным (рис. 189), а резьба с заоваленными контурами выглядит более строго, графично.

Рис. 189. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а — надрез по контуру: б — подрезка к вершине фона: в — заоваливание фона и контура орнамента

Изготавливаем наличники для окон на деревянный дом самостоятельно – пошаговый процесс

Перед тем, как приступить к созданию наличника, следует выбрать и распечатать эскиз. Подробно об этом мы уже рассказали в разделе «Шаблоны для резных наличников на деревянный дом».

Как правильно создать узоры? Распространение нашли два основных метода:

  1. Прорезная резьба – предполагает выполнение сквозного орнамента, который по своему внешнему виду напоминает кружево.
  2. Накладная резьба – ключевое отличие состоит в том, что все элементы, составляющие оконный наличник, выполняются отдельно и размещаются на заранее подготовленную основу.

Для самостоятельного изготовления резных наличников из досок на окна потребуется:

  • лобзик – необходим для кропотливых работ, требующих особой аккуратности;
  • ножовка;
  • нож, стамеска;
  • фрезеровальный станок – используется для придания изделиям мелких граней.

Самостоятельно сделать резные наличники на окна достаточно просто:

  1. Проведите предварительные замеры окон. Следите за точностью замеров, лучше всего провести их несколько раз. Это позволит избежать временных затрат и порчи материалов.
  2. Подберите древесину – ее ширина должна гармонировать с габаритами оконных проемов. Если речь идет о выполнении прорезной резьбы, использовать необходимо древесину толщиной не менее 30 мм. Если предпочтение отдано накладной резьбе, исходное полотно должно иметь ширину не менее 10 мм. Ни в коем случае нельзя использовать сырое или чуть влажное дерево при изготовлении наличников. Полотно должно быть полностью сухим.
  3. Приступайте к вырезке заготовки для будущего наличника из досок с использованием специального трафарета. Трафареты целесообразнее всего закрепить на поверхности доски с использованием клея. Полученная заготовка в обязательном порядке должна быть обработана защитным составом.
  4. Выполните вырезку деталей и мелких накладных элементов – для проведения работ лучше всего использовать лобзик. Сначала необходимо вырезать на доске внешние, а затем внутренние детали.
  5. Для обтачивания можно также воспользоваться специальным электроточилом с камнем: можно легко придать нужную форму практически любому элементу. Процедура требует особой аккуратности, поэтому спешить не стоит. Применяйте различные типы пилок для элементов различных размеров – это позволит получить аккуратные детали.
  6. Ошкурьте полученные мелкие изделия – целесообразно воспользоваться обычной наждачной бумагой. Обязательно обработайте резные детали сильной пропиткой. Для того чтобы убрать характерную белизну дерева после шлифовки, применяют профессиональные растворы на основе хрома, железа и меди.
  7. При необходимости можно покрыть составляющие наличника лаком – так изделия будут защищены от воздействия солнца, перепадов температур.

Перейдите к непосредственному монтажу соединению всех элементов. Здесь можно использовать как гвозди без шляпок, так и шипы – выступающие элементы крепежа. Лучше всего изготавливать их из древесины твердых пород. Нормальный размер шипа – от 6 до 25 мм.

Монтаж наличника на окно может проводиться двумя способами:

На глухой тип:

  1. На поверхности оконной рамы и наличников при помощи карандаша отмечаются места расположения шипов – элементов для монтажа.
  2. При помощи инструментов в соответствии с проведенной разметкой создаются выемки для шипов на оконной раме – пазы. Диаметр пазов должен превышать размер шипов примерно на 2-5 мм.
  3. Клеящее вещество наносится равномерно на шипы. Шипы с нанесенным клеем аккуратно внедряются в паз – предварительно подготовленную выемку для шипов в раме, после чего на них насаживаются наличники.

Такой метод крепления примечателен тем, что позволяет уберечь изготовленные наличники от неблагоприятного воздействия влаги, грязи и пыли. Он достаточно сложен и требует аккуратности, однако позволяет получить наиболее надежное соединение.

С использованием сквозного шипа – при монтаже места стыков следует покрыть прозрачным или цветным лаком, после чего переходить к установке на клей.

Для облегчения процесса монтажа лучше всего обрамить оконный проем специальной рейкой. Она позволит устранить возможные неровности стены и позволит создать надежную основу. Толщина рейки не должна превышать 10-15 миллиметров.

Вырезаем таблички

Таблички, как правило, имеют неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому с заготовкой придется повозиться, выпиливая лишние фрагменты в определенных местах. Буквы можно нарисовать от руки с использованием карандаша и линейки, или скачать уже готовую надпись с интернета. Изготавливать таблички очень просто, поэтому вариант идеален для начинающих резчиков. Для работы достаточно ножа-косячка и богородского набора «Татьянка». После вырезания табличку шлифуют и покрывают морилкой. Когда состав высохнет, углубления дополнительно подчеркивают вторым слоем. Надписи на табличках для бани дополняют облаками, дубовыми или березовыми листиками, ковшами, тазиками с вениками. Для улицы используют красивый, ровный шрифт и аккуратные завитушки по контуру, так как здесь рисунки будут неуместны. Таким же способом можно изготовить оригинальную вывеску для торговой лавки или пивной, к примеру.

Как избежать ошибок

Один из лучших способов избежать ошибок при резьбе по дереву — тщательно продумать проект до начала работы. Набросайте примерный проект и убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы.

Выбор правильной древесины

Тип древесины, выбранный для проекта резьбы по дереву, может оказать большое влияние на конечный результат. Твердые породы дерева, такие как дуб и клен, хорошо подходят для детальной резьбы, поскольку они плотные и хорошо держат форму.

Хвойные породы, такие как сосна и кедр, легче поддаются резьбе, но не так хорошо держат форму.

Подготовка древесины

Прежде чем приступить к резьбе, важно правильно подготовить древесину. Это может включать в себя придание общей формы предмету с помощью пилы или стамески или выравнивание поверхности с помощью наждачной бумаги.

Резьба по дереву: рисунки работ лобзиком и фрезером

Красиво, когда интерьер украшают картинами, выполненными на дереве. Вырезанные картины, изображающие различные истории, впечатляют своим видом. Вы и сами можете попробовать поработать с деревом, используя специальные инструменты.

Мастер в своей работе использует не только инструменты и сырьё. Ему нужны примеры, чтоб выполнялась резьба по дереву: фотографии, рисунки и эскизы. По ним мастер, как художник, создает свои композиции.

Мастер работает с различными инструментами: лобзиком, фрезером, бормашиной и др. Рассмотрим, как по рисункам выполняются работы.

Для начала приготовьте рабочее место, чтобы вам ничего не мешало, а все необходимое было под рукой. Позаботьтесь о хорошем освещении и удобной высоте поверхности для работы:

1) Выберите материал, с которым будете работать. Хорошо для работы лобзиком подойдёт ольха. Поверхность рабочей заготовки должна быть ровной и без сучков.

2) Вы можете придумать сами рисунок, который будете воплощать на дереве. Можно воспользоваться предложенными эскизами:

3) Желаемый узор перенесите на дерево. Это можно выполнить, используя кальку. Положите её на заготовку, сверху — листок с эскизом, и обведите карандашом все линии. Чтобы рисунок на заготовке не размазался и не испортил всю работу, пройдитесь по линиям лаком.

4) Приготовьте к работе лобзик. Умеренно натяните полотно инструмента. При слабой или слишком тугой натяжке полотно может поломаться.

Мастер-класс геометрической резьбы

Это один из самых популярных видов резьбы. Профессиональные резчики советуют начинающим мастерам использовать эту технологию для своих первых работ.

Какие инструменты и материалы потребуются:

  • заготовка из древесины мягкой породы, например, липа;
  • нож со скошенным лезвием;
  • простой карандаш;
  • ластик;
  • линейка;
  • циркуль;
  • наждачная бумага мелкой зернистости.

Перед работой нужно осмотреть заготовку и отшлифовать её при необходимости.

Создание эскиза узора

Картинки для трафаретов можно скачать или нарисовать самостоятельно. Сначала заготовки делают на плотной бумаге, а потом переносят на подготовленную деревянную доску для резьбы. Чтобы трафарет не сгибался при обводке, его можно пропитать акриловым лаком и высушить.

Обводить шаблон нужно не спеша. Сначала провести все линии по контуру, затем выделить внутренний узор.

Вырезание узоров

Вырезать узоры нужно от края, постепенно продвигаясь к центру. Нож следует расположить под углом 45 градусов и слегка надавливать. Снимать слои нужно поочерёдно. Если не хватает сил, то можно давить 2 руками, главное, чтобы лезвие было расположено от резчика, а не наоборот.

В местах, где линии плавные, например, там, где есть окружности, резать нужно неглубоко. Лучше несколько раз пройтись по 1 месту, снимая 3-4 слоя поочерёдно, чем сделать резкое движение и испортить рисунок. Когда резьба будет окончена. Ластиком нужно удалить всю разметку.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Готовую работу нужно отчистить от пыли и крошек специальной щеткой. Затем взять наждачную бумагу и аккуратно сточить все острые углы, убрать заусенцы. Если изделие планируется часто использовать (брать в руки, переставлять с места на место), то его нужно пропитать лаком в 2-3 слоя.

Для декоративных поделок, которые будут украшать комнату достаточно пропитки из восковой мастики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Инлесница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: