Выбор и подготовка древесины для резьбы

Резьба по дереву для начинающих: виды, инструменты и материалы, 80 эскизов, мастер-классы и видео-уроки – попробуйте себя!

Чем выполняется объемная техника

Объемная техника обработки древесины является самой специфической и инструментарий к ней также требуется непростой. К нему относятся как самые обычные ножи, стамески так и специальные деревообрабатывающие станки.

Естественно, если работа происходит в дачных, либо домашних условиях, а не на производстве, думать о станках как минимум неуместно, тем не менее, подобрать ручные инструменты следует с особой тщательностью:

  • Обязательно при деревообработке понадобится наждачная бумага различной фракции.
  • Также необходимы ножи разной модификации, фор и размеров.
  • Для резьбы по дереву фрезером (без него практически не обойтись), необходимо заранее приобрести удобный ручной фрезер и специальные насадки.
  • Стамески.
  • Надфили.

Что характерно, для объемной техники применимы самые различные инструменты, главное чтобы резчику было удобно им работать, а остальное придет в процессе резьбы.

Когда скульптура или другой объект завершен, необходимо перейти к более детальной обработке в виде тщательной шлифовки и обработке специальными пропитками и лаками. Если в доме имеются дети, на этом этапе полезно будет их приобщить, поскольку каждый ребенок имеет тягу к чему-то новому, особенно если это как то может повлиять на его пространство, например та же вырезанная скульптура будет красоваться в его комнате, или в качестве резного предмета являются оригинальные качели.

Технология выполнения ажурной резьбы

     Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона (рис. 5, а), или копировальной бумаги и карандаша. Чтобы во время вырезания узора не ошибиться, выпиливаемые участки обычно заштриховывают. При перенесении рисунка стараются учитывать направление волокон древесины на заготовке, чтобы избежать откалывания тонких элементов орнамента.

Рис. 5. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву: а — нанесение рисунка на заготовку с помощью шаблона; 6 — выпиливание внешнего контура; в — сверление отверстий: г — выпиливание внутренних контуров; д — отделка формы и зачистка

       Выпиливание начинают с наружных контуров (рис. 5, б)  после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия (рис. 5, в). Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры (рис. 5, г). В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой (рис. 5, д). Готовое изделие лакируют.

На рисунке 6 показаны изделия, изготовленные школьниками в технике ажурной (пропильной) резьбы.

Рис. 6. Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы

Прорезная (ажурная, сквозная, пропильная) резьба

пример резьбы

Прорезная (ажурная, сквозная, пропильная) резьба создается путем сквозного выпиливания или высверливания фона. Представляет собой тонкую, легкую, ажурную композицию, работающую на просвет.
Прорезная (ажурная) резьба выполняется путем сквозного выпиливания или высверливания фона. На подготовленную деревянную заготовку (доску) переводят рисунок. Участки фона, которые должны быть удалены, штрихуют. На них поближе к рисунку стамеской или сверлом делают отверстия. Затем выпиливают заштрихованные участки: крупные — выкружной пилой, мелкие — лобзиком. В углах фон выбирают узкой стамеской; стороны зачищают косяком, рашпилями, шкуркой. Моделировку орнамента производят соответственно применяемой резьбе — плоскорельефной или рельефной.
Плоской прорезной резьбой, как правило, украшают мебель. В этом случае она хорошо сочетается с контурной резьбой. В технике прорезной резьбы выполняют также наличники окон, карнизы, ставни.
Применяя прорезную резьбу в шкафчиках, ширмах, под нее в качестве фона подкладывают какой-нибудь материал, например яркую ткань.
Иногда прорезную резьбу прикрепляют к деревянной основе — тогда она называется накладной.

Практические советы

Когда всё готово к работам, не терпится взять резец и сделать первый надрез на отшлифованной доске. Однако не стоит спешить. Стоит помнить, что резьба по дереву — это небезопасный вид искусства. Начинающим мастерам стоит помнить о правилах техники безопасности. Вот основные из них:

  • Нельзя работать тупыми и неисправными резцами.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено и проветриваться.
  • У каждого инструмента должно быть своё место на рабочем столе. Нельзя оставлять резцы на столе, не воткнув их в специальную подставку.
  • Нельзя оставлять детей без присмотра у рабочего места.
  • Нельзя направлять движение острой части резца в сторону опорной руки или других частей тела.
  • При работах по выемке фона изделие должно быть надёжно закреплено на рабочей поверхности.
  • При порезе надо сразу обработать рану антисептиком и наложить повязку.

Соблюдая основные правила, новички обезопасят себя и близких от лишних огорчений и проблем

Важно помнить, что любое творчество не терпит спешки и суеты, поэтому основательность поможет быстрее стать настоящим мастером

Усвоив правила безопасности, приступают к выбору композиции, орнамента или узора. Для этого используют разные самоучители, другие источники. Затем выбранный рисунок переносят на доску. Предварительно её хорошо шлифуют. После нанесения картины карандашом желательно все линии продавить шилом. Во время работы карандашные пометки стираются.

Дальше приступают к прорезке орнамента

На этом этапе важно приучить себя выполнять сразу все однообразные операции. Например, многие узоры состоят из одинаковых элементов, поэтому прорезая их сразу все, можно добиться более быстрого усвоения правильной техники резьбы

При таком подходе рука быстрее привыкает к нужному наклону и нажиму резца. От этого качество работы становится выше.

Все работы выполняются только хорошо наточенными резцами, поэтому постоянно нужна заправка лезвий. Для этого хорошо подходят специальные заточные бруски или наждачная бумага мелкой зернистости

Научится правильно заправлять инструменты не менее важно, чем правильно ими пользоваться. От этого зависит эффективность всего обучения

После окончания резьбы работу подвергают дополнительной обработке. Кто-то использует керн для простукивания выбранного фона. Кто-то добавляет инкрустацию бисером или другими материалами. Иногда шлифуют и обрабатывают тонирующими смесями. Это может быть нитролак, тонировка или простое льняное, конопляное или другое растительное масло. В конечном итоге работа приобретает привлекательный вид.

Приложив усилия и немалое терпение, начинающие мастера смогут насладиться созерцанием первых своих произведений. Кто-то решит, что это ему не подходит, а кто-то найдёт своё призвание. В любом случае освоение нового обогащает личный опыт и делает жизнь интереснее.

https://youtube.com/watch?v=ywoJDepuJo8

Мастер-классы по созданию резных фигурок из дерева

Перед работой нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы для разметки, резки и шлифовки. Изготовление любых деревянных фигурок начинается с черновой заготовки. Это грубый кусочек древесины, на котором делают отметки и начинают придавать угловатые формы. Все излишки снимать не нужно, достаточно срезать крупные углы и заусенцы.

Одна из самых популярных объёмных фигур, изготовление которой первым делом стараются освоить начинающие мастера – это медведь.

Чтобы изделие получилось красивым, необходимо соблюдать алгоритм действий:

  1. На ореховом бруске 10х5 см, толщиною 5 см, рисуют набросок будущей фигурки.
  2. Обрезают лишнее и делают грубую обработку при помощи ножа.
  3. Карандашом прорисовывают обратную сторону фигуры и её верхнюю часть.
  4. Стамесками разной толщины постепенно снимают несколько слоёв. С каждым разом толщина стружки должна уменьшаться.
  5. Маленьким ножом прорабатывают текстуру шерсти, формируют другие мелкие детали, зубы, глаза, когти.
  6. Шлифуют изделие мелкой наждачной бумагой, затем полируют и покрывают лаком.

Орех – это твёрдая древесина. Для первого опыта можно использовать сосну или липу.

Ещё начинающим часто интересны силуэты сидящих животных, например, лисы или кошки. Их можно изготовить по аналогии, с небольшими изменениями.

Порядок действий:

  1. Подобрать эскиз и перенести его на заготовку.
  2. Отпилить лишний материал.
  3. Произвести грубую обработку, соблюдая основные контуры.
  4. Затем приступить к проработке деталей. Нужно указать. Где у животного будут лапы, голова, туловище и хвост.
  5. Вырезать форму морды, обозначить расположение ушей.
  6. Зашлифовать изделие, чтобы его контуры стали мягче.
  7. С помощью небольших инструментов сделать детали более чёткими.
  8. Ещё раз отшлифовать работу мелкой наждачной бумагой.
  9. Маленьким ножом вырезать текстуру шерсти, обозначить глаза, зубы и другие мелкие детали.

В конце остаётся произвести финальную шлифовку и пропитать готовое изделие лаком.

Технология геометрической резьбы

Прием геометрической резьбы по дереву выглядит следующим образом – происходит прорезание дерева вдоль волокон и прорезанные против направления волокон. Игра света простых геометрических фигур, сложенных в единую композицию, зависит от угла наклона срезов древесины.

Вырезание простых фигур

Научиться геометрической резьбе по дереву можно только после того, как будут освоены азы изготовления самых простых фигур. Технология изготовления некоторых элементов:

  • Сколышек. Первый надрез формируется перпендикулярно линии рисунка, а второй – под определенным углом к первому. При этом нож идет от другой линии рисунка. Получается треугольник.
  • Ромб. Первая часть формирования ромба полностью соответствует изготовлению сколышка. А потом в зеркальном отображении делается второй такой же сколышек.
  • Витейка. Это последовательная цепочка, состоящая из смещенных на одинаковое расстояние друг от друга сколышков.

Принцип вырезания таких элементов осваивается в самом начале.

Техника выполнения более сложных фигур

Чтобы получить полноценный геометрический рисунок на дереве нужно освоить технику формирования более сложных элементов трехгранной резьбы:

  • Пирамида. Фигура, состоящая из трех треугольников, которые соприкасаются в одной точке под одинаковым углом относительно друг друга. При изготовлении такого элемента нужна точность.
  • Звездочка. Фигура формируется благодаря распределению по кругу нескольких пирамид.
  • Квадрат. Нужно срезать кусок древесины под углом к ее основанию. Стружку нужно отколоть ножом по вертикали.
  • Розетка. С помощью циркуля начертить круг. В нем зарисовать ее несколько таких же фигур, но меньшего диаметра. Потом формируются диаметральные линии.

Изготовление квадрата и розетки требует наличия опыта. Даже мастер со средним уровнем мастерства может не справиться с таким заданием.

Освоив изготовление основных узоров, можно создавать настоящие шедевры

Важно, умело комбинировать между собой самые простые геометрические фигуры

Меры безопасности

Меры безопасности заключаются в умении правильно держать нож в процессе работы в разных направлениях. Есть несколько положений, которые нужно знать новичку:

Дополнительной мерой безопасности станет фиксация заготовки древесины, чтобы она или нож не соскочили в процессе работы. Также лезвие ножа должно быть острым. Если сильно придется надавливать на нож, то есть огромный риск его соскакивания.

Геометрическая резьба по дереву считается несложным видом работы с деревом, но все же требует определенных навыков. Дополнительно нужно умело владеть ножом для работы с деревом. Если разобраться в построении узоров и создании определенных элементов, то все получится.

Подробная инструкция по созданию фигурки: пример

Итак, вы определились с деревом, разместили дощечку на верстаке, перенесли эскиз. Как правильно разметить контур, вырезать мелкие детали и закончить работу? Если речь идет о вырезании животного, то контур проще вырезать 10 мм стамеской с углом наклона в 60 градусов.

Левой рукой нужно крепко держать инструмент, а правой – толкать вперед. Если вы все делаете правильно, то у вас получится аккуратная линия. Следите за тем, чтобы стамеска не соскальзывала с контура.

Срезать древесину нужно постепенно. Рекомендуемая глубина резки – 1,5 -2 мм. Угол наклона должен быть не более 40 градусов.

Контур прорезается, выходя за карандашную линию, она остается нетронутой. Линии получатся ровными и гладкими. Не торопитесь срезать лишнее дерево, периодически осматривайте композицию в целом, чтобы не нарушить пропорции.

Для прорисовки мелких деталей используйте узкие стамески с углом наклона в 45 или даже 35 градусов. Фон формируется полукруглой стамеской. Этот элемент отнимает больше всего времени. Борозды делайте ровные, одинаковой глубины и ширины.

Когда работа будет готова, для устранения мелких недочетов воспользуйтесь штихелем. Перед отделкой протрите доску тряпкой, смоченной в растворителе. Дерево покрывается морилкой, воском или маслом в зависимости от древесины.

Материалы для прорезной резьбы

В большинстве случаев для такого вида работ выбирают фанеру – она равномерно тонкая, обладает приятным окрасом и структурой, ее не ведет при дальнейшем использовании или хранении в отличие от массива дерева. Именно выбор материала становится третьим китом удачной работы.

Современный рынок изобилует разными видами материалов, поэтому несложно и запутаться. Для такой работы следует выбирать:

  • фанера ФК – безвредная для человека и среды, прочная, удобная в резке, практичная;
  • фанера ФБ – также безопасная для человека, но устойчивая к агрессивной среде, поскольку проходит специальную обработку и получает защитное покрытие, из-за чего может стоить на порядок больше.

Особенности, характерные черты

Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства, который когда-то был широко распространен на территории России. В последнее время он снова набирает свою популярность. Ранее почти в каждом регионе страны существовали свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях.

Дерево — один из любимых материалов россиян. Возможно, корни этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во времена языческих верований, когда всем природным объектам приписывалось священное значение, а деревья вообще считались «Родом» или протопластом всего сущего, воплощением Матери-Природы.

В любом случае древесина — это очень «теплый», уютный, домашний материал, который также является экологически чистым. Сегодня существует множество способов работы с ним, но традиционная резьба стоит на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигуры, мастера вкладывали частичку души в свою работу.

В нашей статье мы расскажем, как зародился подобный вид искусства, а также познакомим с его основными особенностями и отличиями.

Подготовка древесины к работе

Материалы для резьбы по дереву должны быть хорошо высушены, влажность 15% и ниже. Если осуществить резьбу по влажному дереву, то изделие, подсохнув, начнет трескаться и коробиться.

Резать по сухому дереву труднее, чем по влажному, но изделия из него более долговечные. Для работы с деревом требуется очень острый, хорошо заточенный инструмент.

Различают твёрдую и мягкую древесину. На твёрдой древесине резьба получается более чистой даже при менее остром инструменте. Бруски, используемые как материалы для резьбы могут быть как радиального так и тангенциального распила. При тангенциальном срезе красивее текстура древесины. И хотя в этом случае древесина сильнее сопротивляется резцу художника по дереву, большинство мастеров выбирают именно тангенциальный срез.

Красоту текстуры следует учитывать покрывая древесину лаками. Хорошо когда красивая текстура просвечивается сквозь слой лака. Мягкие породы древесины пропитывают специальным составом. Консервируют.

Эскиз картины

Резьба по дереву — удивительный вид рукоделия, который позволяет создавать прекрасные произведения искусства из деревянных поверхностей. Прежде чем начать сам процесс резьбы, необходимо разработать детальный эскиз вашей будущей картины. Эскиз — это набросок или чертеж, на котором изображены основные элементы и композиция будущего произведения.

Список инструментов:

  1. Лист бумаги и карандаш для создания эскиза.
  2. Резец для дерева (можно использовать несколько различных размеров и форм).
  3. Деревянная дощечка или планка для резьбы.
  4. Точилка для заточки резцов.

Изучите тему и выберите композицию:

Прежде чем приступать к созданию эскиза, изучите тему вашей картины. Это может быть природа, животные, абстрактные узоры или что-то другое. Выберите основные элементы и решите, какие из них будут включены в ваш эскиз.

Выберите размер и формат:

Решите, какого размера будет ваша картина и в каком формате она будет выполнена. Определитесь с ориентацией — вертикальной или горизонтальной.

Начинайте эскизировать:

Возьмите лист бумаги и карандаш, и начинайте эскизировать основные элементы вашей картины. Работайте с легкой руки и делайте наброски, не стараясь сразу создать идеальное изображение.

Создайте композицию:

Организуйте основные элементы на листе бумаги так, чтобы они образовывали гармоничную композицию. Постарайтесь распределить объекты равномерно и сбалансировать пространство.

Уточните детали:

Постепенно уточняйте детали вашего эскиза, делая более четкие линии и добавляя более мелкие элементы

Обращайте внимание на тени, свет и пропорции объектов

Перенесите эскиз на дерево:

Когда ваш эскиз будет готов, перенесите его на деревянную поверхность, на которой вы планируете выполнять резьбу. Используйте карандаш или угольную бумагу для переноса контуров.

Начинайте резать:

Осторожно начинайте резать дерево с помощью резца. Следуйте контурам вашего эскиза и режьте маленькими участками, избегая сильного давления на инструмент

Постепенно добавляйте детали и глубину.

Основы геометрической резьбы по дереву

Трехгранно-выемчатая резьба получила свое название в результате того, что практически все элементы рисунка формируются благодаря трехгранным выемкам. Обычные геометрические фигуры, переплетаясь между собой, формируют полноценный узор.

Для обучения резьбы по дереву с элементами геометрической резьбы нужно освоить технику вырезания простых элементов из дерева, постепенно переходя к более сложным узорам и комбинациям прямых и плавных линий.

Сложная геометрическая резьба по дереву начинается с того момента, когда нужно осваивать комплекс из простых в плане выполнения элементов. Здесь нужна точность распределения каждой части детали.

Справиться с таким оформлением начинающий мастер точно не сможет, но если тренироваться, то с опытом можно достичь высокого уровня мастерства.

Основные узоры

Трехгранно-выемчатая резьба по дереву может быть представлена комбинаций из любых геометрических фигур или линий. Основными элементами являются такие выемки:

  • двухгранная клинорезная (сегмент, сектор, клин);
  • трехгранная клинорезная (треугольники);
  • четырехгранная (ромб, квадрат, прямоугольник);
  • криволинейная (скобка, спираль, круг).

Каждая выемка характеризуется своими параметрами. В частности, имеет свою конфигурацию, глубину и ширину, угол наклона относительно основы.

Путем комбинирования и сочетания выемок с равным интервалом (рапортом) построения создаются более сложные узоры в виде геометрических фигур.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Инлесница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: